«Я делала историю»: как Бетти Фридан возглавила женское движение и потом оставила его
Бетти Фридан написала одну из важнейших книг второй волны феминизма и активно участвовала в борьбе за женские права. Но рассорилась с другими активистками и ушла в тень, — однако не оставила исследовательскую и писательскую работу
Самый короткий список литературы по истории женского движения обязательно будет включать книгу «Загадка женственности» — программный труд, написанный Бетти Фридан в 1963 году. По ней с историей феминизма знакомились первые советские гендерные исследовательницы. Она была первой феминистской книгой, опубликованной в Испании при диктатуре Франко. Футурист Элвин Тоффлер называл ее «спусковым крючком истории».
Будущая участница движения за права женщин родилась в 1921 году в семье эмигранта из России Гарри Гольдштейна и его жены Мириам, эмигрантки из Венгрии. Гарри владел ювелирным магазином, а Мириам бросила работу редактора женского журнала, чтобы стать домохозяйкой и посвятить себя детям, но счастья в роли хранительницы очага не обрела. «Ей некуда было направить свою потрясающую энергию — типичное женское расстройство, которое я называю бессильной яростью», — рассказывала впоследствии Бетти.
С ней самой случилось нечто похожее. В 1942 году она с отличием закончила Смит-колледж и выиграла стипендию в Калифорнийском университете в Беркли, где собиралась изучать психологию. Но с учебой не сложилось: пережив расставание с молодым человеком, Бетти решила изменить свою жизнь, уехала в Нью-Йорк и стала репортером Federated Press. Там она впервые заинтересовалась темой борьбы за права женщин, в том числе писала тексты для профсоюзных брошюр. Но в 1947 году вышла замуж за Карла Фридана — и постепенно сама превратилась в домохозяйку. К концу 1950-х Бетти была типичной многодетной матерью из пригорода, которая лишь изредка писала статьи для женских журналов как внештатный автор.
«Загадка женственности»
Однажды редактор попросил Фридан написать о ее одногруппниках из Смит-колледжа: что с ними стало? — и она поехала на встречу выпускников. Оказалось, что большинство девушек, с которыми она училась, тоже стали домохозяйками и недовольны жизнью, которая ограничивается материнством и ведением хозяйства. Статью Бетти, в которой она написала об этом парадоксе, сочли слишком провокационной и публиковать не стали. Однако вопрос, почему женщина не чувствует себя счастливой роли хранительницы очага, занимал не только ее.
«Роль женщины изначально определена и предначертана женским циклом. По словам Фрейда, «анатомия — это судьба», — говорилось в статье журнала Newsweek, вышедшей в 1960 году. — Несмотря на то, что нигде и никогда женщинам не удавалось уменьшить эти естественные ограничения настолько, насколько это возможно в Америке, наши жены, похоже, все еще не умеют оценить это должным образом… Молодая мать, имеющая прекрасную семью, обаяние, способности и ум, склонна к тому, чтобы, извиняясь, отвергнуть свою роль. «А что я делаю? — постоянно слышится вокруг. — Да ничего. Я просто домохозяйка». Получается, что хорошее образование дало этому типу женщин понимание ценности чего угодно, кроме своей собственной личности». Некоторые деятели образования даже предлагали больше не принимать женщин в колледжи и университеты, вспоминала Бетти. Объяснялось это так: домохозяйки все равно не могут должным образом применить полученное образование, а знания куда более важны для юношей.