Долг
Первые 5000 лет истории
Для кого эта книга?
Мы ежедневно пользуемся деньгами, при этом мало кто задумывается о сути этого явления. Почему люди больше почти не используют натуральный обмен? Как обычные бумажки и монеты из самых дешевых металлов обретают свою ценность? Что есть деньги в своей сути? Как появилось понятие долга и кредита? На все эти и многие другие вопросы вы получите ответы из бестселлера «Долг». Эта книга поможет вам понять современную экономику и явление долга и кредита как одной из его основ. Дэвид Гребер объясняет все это очень доступным языком, помогая разобраться в самых сложных аспектах финансового поведения людей.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Долг» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Узнайте о происхождении денег и о том, как их использование менялось на протяжении истории.
Розеттский камень помогает ученым расшифровать египетские иероглифы, и в свете этой значимости для истории многие забывают о смысле самого текста. Тем не менее, этот древний камень на самом деле является юридическим документом, объявляющим амнистию должникам и заключенным.
Понятие долга восходит не только к Древнему Египту, но и еще дальше, к первым аграрным обществам. Наши предки жили не примитивным бартером, как нам рассказывают многие школьные учебники; долг, как понятие, существует с тех пор, как у людей появились потребности и товары.
Автор Дэвид Грэбер заглядывает в прошлое и рассказывает о происхождении денег, а также о том, как их применение и польза менялись на протяжении истории. На то, как мы считаем деньги и как обращаемся с долгами, повлияло чередование мира и войн, отличие городского уклада жизни от деревенского и многое другое. Этот краткий обзор книги, переполненный захватывающими фактами и историями, обязателен для людей, которые интересуются: как мы, общество, «вели бизнес» на протяжении веков.
Вы узнаете:
- каким образом понятие кредита на самом деле предшествует появлению монет и печатных денег;
- почему в военное время солдаты платили наличными, а друзья семьи – в кредит;
- как религия помогла людям расплатиться с долгами.
Системы долга и кредита существовали с начала человеческой истории.
Учебники по истории экономики говорят нам, что самые ранние человеческие обмены товарами были основаны на бартерной системе. Деньги были изобретены только для облегчения обмена; позже была введена идея кредита. Однако нет никаких фактических доказательств того, что бартер предшествовал деньгам. В большинстве современных доиндустриальных обществ обмен осуществляется только между незнакомцами.
Пуштуны на севере Пакистана, например, славятся своим гостеприимством, но используют форму бартера, называемую адал-бадал, для тех, перед кем у них нет социальных обязательств.
Есть в этом что-то интуитивное. Когда член семьи или близкий друг просит вас о чем-то, вы начинаете строить планы о том, какую выгоду вы сможете извлечь из сделки? Конечно, нет; но классическая экономическая теория считает иначе.
Но есть и обратная сторона классической экономической теории. Антропология учит нас, что люди пользовались виртуальным методом оплаты – кредитом – задолго до изобретения монет или обмена.
Виртуальные деньги уже использовались в Древней Месопотамии около 3500 года до н. э. Серебряный шекель позиционировался как единая, универсальная система учета, но большая часть серебра, которое лежало в основе этой ранней денежной системы, тщательно охранялась в храмовых и дворцовых сокровищницах.
Общество также поддерживало обменный курс между шекелями и ячменем, основной посевной культурой. Долги и налоги обычно взимались в шекелях, но оплачивались ячменем.
Несмотря на антропологические свидетельства, миф о бартере продолжает существовать, поскольку занимает центральное место в экономической науке. Он идет рука об руку с предположением, что все индивиды заинтересованы в максимизации прибыли и что индивид способен присвоить абстрактную ценность чему угодно.
В действительности эта тенденция видеть мир в терминах обменной стоимости не естественна, а является продуктом определенного исторического процесса.
Чтобы функционировать, рыночная экономика опирается на насилие и деконтекстуализацию товаров и людей.
Еще одно распространенное заблуждение о деньгах связано с их использованием. Деньги на самом деле более важны в социальном плане, нежели в экономическом.
В отличие от рыночной экономики, которую мы видим сегодня в индустриальных обществах, многие доиндустриальные общества функционировали как человеческие экономики.
В человеческой экономике каждый человек считается уникальным. Это означает, что он не может быть сведен к математическому значению. Каждый человек запутан в сложной сети социальных связей, которую нельзя воспроизвести, поэтому каждый из них имеет определенную ценность, которую невозможно определить количественно.
В таких обществах жених дает семье своей невесты деньги в местной валюте, но это не значит, что он «покупает» свою жену. Ценность этих денег никоим образом не равна конкретной ценности его невесты. Вместо этого деньги выполняют функцию заполнителя, признавая его социальный долг перед семьей.
Обращаться с людьми так, как будто они идентичны – и, следовательно, заменяемы – можно только в том случае, если вы насильственно выдернете человека из его сети социальных связей и, по сути, сделаете его товаром.
Рассмотрим институт рабства. Рабы часто были военнопленными, которые были обязаны жизнью своим пленителям, так как в противном случае их бы убили. Этот абсолютный долг означал, что все предыдущие обязательства – перед друзьями, семьей или бывшими обществами – были сведены на нет.
Рабов, по определению, можно купить и продать. Если человек исключен из своего социального контекста, его можно обменять на любого другого, имеющего такую же ценность».
Рабство – это пример крайности, но тот же самый процесс происходит, когда мы обмениваем предметы или деньги. Мы торгуем валютой или товарами, основанными на абстрактных обменных значениях, которые были присвоены монете или товару, когда они были лишены контекста.