45 лет апартеида
В 1909 году английский король Эдуард VII подписал Акт о Южной Африке, в котором провозглашалось объединение четырёх английских колоний в Союз. Делалось это, конечно, «для благосостояния и прогресса», по крайней мере, так записано в документе. В последующие годы во имя этого самого прогресса и процветания коренное население региона лишилось практически всех прав: с 1948 года в Южно-Африканском Союзе действовал режим апартеида.
Если какой-то регион мира и заслуживает права называться «плавильным котлом», то это Южная Африка. Непростая история здешних мест перемешала представителей самых разных наций и рас. Как писала Оливия Шрейнер, общественная деятельница, автор романов и публицистических статей, «давайте сейчас рассмотрим типичное кейпское (южноафриканское. — Е. М.) домохозяйство. Отец семейства — англичанин; мать — так называемая бурка, наполовину голландка, наполовину француженка; дети принадлежат к трём национальностям; гувернантка — немка; кухарка — полукровка, наполовину бур, наполовину англичанка, потомок старых рабов; горничная — полукровка, отчасти готтентотка, чей отец, возможно, был английским солдатом; маленькая няня — чистокровная готтентотка; мальчик, который чистит сапоги и прислуживает, кафр; а жених — басуто».
И всё же именно здесь, где многие годы были перемешаны чёрные и белые, азиаты и индийцы, возник один из самых жестоких режимов, нетерпимый к цветному населению.
Борьба за существование: белые против чёрных
В начале XX века белое население составляло в Южной Африке меньшинство, чуть более 20 %. Темнокожих было около 70 %, остальные — представители других рас. Если же говорить об англичанах, то они составляли меньшинство меньшинства, африканеров было значительно больше. Получалось, что главными чужаками на этой земле были именно англичане, которые рано или поздно столкнулись бы с недовольством местного населения. Именно поэтому они действовали, что называется, на опережение.
Чёрное население лишили права голосования и ограничили свободу передвижения. В 1913 году британцы приняли Закон о земле коренных народов (позже Закон о земле банту или Закон о чёрной земле). Были определены специальные резервации, в пределах которых чёрным разрешали покупать землю. Эти регионы составили около 7 % площади ЮАС (впоследствии доля выросла до 13 %).
К 1930-м годам было принято множество законов, по которым чёрные жители Южной Африки практически потеряли возможность заниматься квалифицированным трудом. В 1927 году приняли закон, провозгласивший британскую корону верховным арбитром во всех делах местного населения, традиционно почитаемые вожди теряли формальный высокий статус.
Борьба за существование: белые против белых
На другом полюсе — между белыми жителями Южной Африки тоже шло противостояние. Буры-африканеры не могли смириться с тем, что земля, на которой они жили и которую возделывали в течение столетий, больше им не принадлежит. Чувство национального унижения было очень сильно и в итоге вылилось в создание националистических движений.
В 1899 году в письме к другу лорд Альфред Милнер, Верховный комиссар Британии по Южной Африке, писал: «Предоставляя равенство, следует вместе с тем обеспечить превосходство англичанам, хотя я не думаю и не хочу, чтобы буры совсем исчезли». Превосходство англичан хорошо ощущали и африканеры. По итогам Англо-бурской войны им выплатили компенсации, которые они сочли недостаточными. Обещали сохранить язык в школах и судах, но постепенно он вытеснялся английским. Церковь тоже не стала объединяющим фактором для белого населения — буры в основном принадлежали к голландской реформатской церкви, британцы — к англиканской.
Многовековое напряжение, связанное с проживанием бок о бок с туземцами, дополнилось оскорблением, нанесённым англичанами. Всё это вылилось в идею национальной исключительности африканеров, которые готовы были противопоставить себя всем и вся.