«Жил-был Анри Четвёртый…»
Песня из «Гусарской баллады» Рязанова — не что иное, как перевод популярной во времена Наполеона песни Vive Henri Quatre. Про Генриха IV его подданные вообще сочинили немало песен. От них же он получил прозвище «добрый король». Почему?
«Он славный был король…»
Королём Генрих IV действительно был славным, французский историк Гонзаг Сен-Бри называл его «единственным королём, кто мог бы стать хорошим президентом».
Генриха было за что любить. Умён, любознателен, деятелен и хорош собой. Отважный гугенот. Или всё-таки католик?
Его мать, Жанна д’Альбре, стремилась вырастить сына образцовым протестантом, в то время как отец, Антуан де Бурбон, делал всё, чтобы тот стал идеальным католиком (хотя сам какое-то время тоже был гугенотом). Генрих балансировал между двух огней, довольно легко меняя веру.
В 1561 году Антуан де Бурбон был назначен генерал-лейтенантом Франции и привёз восьмилетнего сына ко двору. Вместе с королевскими детьми Генрих начал посещать католические мессы.
Но служба Антуана при парижском дворе продлилась недолго: в ноябре 1562 года он получил смертельное ранение при осаде Руана (захваченного протестантами). Генриха, которому к этому моменту ещё не исполнилось и девяти, после смерти отца домой не отпустили — тогда уже вовсю шла первая религиозная война, и видный маленький гугенот (хотя и вроде бы сменивший веру) остался в Париже как ценный заложник.
В 1564–1566 годах Генрих сопровождал королевскую семью в Великой поездке по Франции, а ещё спустя год его мать всё-таки добилась от Екатерины Медичи разрешения отпустить сына в Беарн. И совсем скоро Генрих уже принимал участие в своих первых сражениях на стороне гугенотов, а после гибели дяди, принца Луи де Конде, в битве при Жарнаке стал формальным лидером французских протестантов (в 13 лет!). В реальности руководство гугенотским сопротивлением перешло к адмиралу Колиньи.
Третья религиозная война закончилась в 1570 году подписанием Сен-Жерменского мира. Хотя вроде бы победили католики, гугеноты получили серьёзные послабления — им разрешили проводить службы везде, кроме Парижа. Как считается, именно на переговорах после войны было решено скрепить хрупкий мир свадьбой дочери короля Франции Маргариты и Генриха из Беарна.
Жанна д’Альбре была вынуждена согласиться на этот брак и даже приехала готовить свадьбу в ненавистный ей католический Париж. Но до дня свадьбы (и до Варфоломеевской ночи) она не дожила: мать Генриха умерла 9 июня 1572 года, как считается, от туберкулёза, обычное дело в то время. С этого момента Генрих стал королём Наварры — под именем Генрих III.
После кровавой Варфоломеевской ночи Генрих оказался в заложниках у своих тёщи и шурина, которые принудили его вновь перейти в католицизм. Ему даже пришлось участвовать в осаде гугенотской Ла-Рошели