Выше облаков
Четыре века в архитектуре Петербурга.
Глава вторая. «Петра творенье…»
Известные строки Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид…» заставляют нас воображать, что «строгость и стройность» Петербурга были присущи нашему городу едва ли не с момента его основания. И правда, царь Пётр настаивал на строительстве «регулярного города». Однако на протяжении всего XVIII века Петербург большей частью строился как все русские города — слободами и усадьбами. И только в следующем веке идея плановой застройки получила полное воплощение.
Строгость и стройность
В действительности блистательный Петербург классицизма, город прямых линий и строгих фасадов, был задуман и воплощён в камне в начале ХIХ века. И за сравнительно короткий период был сформирован его привычный облик: создан ансамбль стрелки Васильевского острова, здание Адмиралтейства, Казанский собор, здания Сената и Синода, Медный всадник…
Традиционно мы связываем достижения петербургской архитектуры с именами зодчих, однако забываем о заказчиках строительства. А между тем созданием классического Петербурга мы в огромной степени обязаны деятельности учреждённого в 1816 году Комитета для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге, председателем которого был назначен блестящий инженер, архитектор и администратор Огюстен Бетанкур.
Золотой век
К зданиям и сооружениям Петербурга того времени справедливо применим эпитет «самый». Здание Главного штаба было самым протяжённым в Европе: два корпуса, соединённые аркой и составляющие вместе дугу в 580 метров. А в центре площади возвышался памятник победителю Наполеона, самый высокий монумент в мире из цельного гранита.
Однако император Николай I, приказавший воздвигнуть Александрийский столп в память о «незабвенном брате», не был бы самим собой, если бы не пожелал увековечить собственное царствование. Именно его энергии и воле мы обязаны появлением в центре Петербурга огромного храма высотой в 101,5 метра и весом в 300 000 тонн, крупнейшего в России…