Тюрьма Трубецкого бастиона
С самого своего основания Петропавловская крепость служила местом заключения. Здесь находилась Тайная канцелярия, ведавшая политическим сыском, так что крепость стала главной политической тюрьмой России и уже в XIX веке заслужила славу «русской Бастилии».
Для размещения арестантов в разные годы использовались как куртины и бастионы крепости, так и специально построенные здания, однако во второй половине XIX столетия имеющихся помещений не хватало для размещения всех узников, и по ходатайству коменданта крепости Николая Корсакова в Трубецком бастионе было построено новое тюремное здание, считавшееся в дореволюционную эпоху образцовым. Оно появилось в 1870–1872 годах на месте разобранных внутренних стен и казематов Трубецкого бастиона, а также Арестантского дома. Военные инженеры Константин Андреев и Михаил Пасыпкин спроектировали двухэтажное, пятиугольное в плане сооружение с внутренним двором, отвечавшее современным требованиям одиночного заключения.
В первом этаже также располагались помещение для военного караула; приёмная, в которой проводился обыск и переодевание узников в тюремную одежду; кухня и водокачальня. Во втором этаже была четырёхкомнатная квартира смотрителя тюрьмы, имевшая несколько выходов как в тюремные коридоры, так и во двор. Всего в здании размещались сначала 73, а потом 69 одиночных камер, стены которых были оклеены обоями, под которыми скрывались два толстых слоя войлока, чтобы предотвратить «переговоры арестантов посредством стука». На каждом этаже было по одному карцеру, куда помещали арестантов за нарушения дисциплины, но не более чем на шесть дней, а также цейхгаузы, где хранилась одежда арестантов и отдыхали надзиратели.
Во внутреннем дворе, предназначенном для прогулок заключённых, построили баню с душем. Узники посещали её поодиночке два раза в месяц. Здесь же, перед отправкой на каторгу, арестантов заковывали в кандалы.
Тюрьма, официально называвшаяся «Арестантские помещения Санкт-Петербургской крепости», приняла первых заключённых в январе 1872 года. Арестантами становились подследственные — во время дознания и до вынесения приговора. По бытовым удобствам это была самая комфортабельная тюрьма царской России: просторные камеры с отоплением, чугунными умывальниками и «парашами», бачки от которых располагались в коридорах. Камеры с деревянной мебелью освещались керосиновыми лампами, горевшими круглосуточно. В 1897–1898 годах в здание тюрьмы провели водопровод и канализацию, чугунное оборудование заменили на фаянсовые раковины и унитазы. Постель включала волосяной матрас, две простыни, две перьевые подушки в наволочках и одеяло. По воспоминаниям многих узников, всё это было отменного качества: чистое, накрахмаленное бельё, мягкое шерстяное одеяло.