Анна Толстова о выставке, впустившей институциональную критику в музей

WeekendИстория

Информационная бомба замедленного действия

Анна Толстова о выставке, впустившей институциональную критику в музей

Фото: Vostock Photo

2 июля 1970 года в Музее современного искусства в Нью-Йорке открылась выставка с коротким названием «Информация». Пятидесятилетний юбилей этого события, ставшего этапным в истории концептуализма, напоминает о том, что все эти 50 лет в мире современного искусства продолжается институционально-гигиеническая операция «чистые руки»

В одном из залов Музея современного искусства стояли две прозрачные плексигласовые урны для голосования. Над ними висел большой лист бумаги с текстом: «Станет ли для вас тот факт, что губернатор Рокфеллер не осудил политику президента Никсона в Индокитае, поводом не голосовать за него на выборах в ноябре? Если да — опустите бюллетень в левую урну, если нет — в правую». К тому времени протесты против войны во Вьетнаме шли уже лет пять, и целевая аудитория выставки в MoMA явно была в них вовлечена. Если бы не клан Рокфеллеров, стоявший у основания MoMA и чуть ли не всем составом входивший в его попечительский совет, никакого музея бы не было. Губернатор Рокфеллер, о котором шла речь в вопросе,— это тот самый Нельсон Рокфеллер, известный меценат и любитель искусства, что заказал Диего Ривере злополучную фреску для Rockefeller Center: увидев законченную роспись, заказчик потребовал убрать фигуру Ленина из композиции, художник отказался, ему заплатили за работу, но «Человека на распутье» сбили со стены. Нельсон Рокфеллер стал попечителем MoMA в 1932 году и оставался в попечительском совете музея до самой смерти. Его имя можно найти на первых страницах каталога «Информации» — список попечителей следует за списком художников — участников выставки. К концу выставки бюллетеней в левой урне было в два раза больше, чем в правой. Это, конечно же, не помешало Рокфеллеру с заметным отрывом обойти противника-демократа на ноябрьских выборах и переизбраться на пост губернатора Нью-Йорка. Искусство, как учит семиотика, относится к вторичным моделирующим системам, и в этих системах случаются погрешности.

Работа Ханса Хааке «Голосование в MoMA» вошла в историю как один из первых и самых ярких примеров институциональной критики, ставящей под сомнение всю систему искусства, его производства, дистрибуции и рецепции. Надо отдать должное куратору выставки: в заявке Хааке, опубликованной в каталоге, подробно описывалась лишь сама процедура голосования по некоей социально-политической повестке, но каков будет конкретный вопрос, все узнали только на монтаже экспозиции. Собственно, и в эскизе композиции Риверы для Рокфеллеровского центра тоже не было портрета Ленина — был некий обобщенный образ, и заказчик, утвердивший эскиз и увидавший Ленина, только когда фреска была завершена, требовал вернуться к эскизной обобщенности. Словом, куратор вполне сознательно шел на риск — в конце концов, работа провокатора Хааке идеально отвечала теме и духу «Информации».

Кинастон Макшайн, сделавший «Информацию», которую историки впоследствии начнут рассматривать как первую фундаментальную выставку концептуального искусства в Америке, был гордостью и надеждой MoMA. И совсем не потому, что он, уроженец Тринидада и обладатель британского паспорта, стал первым чернокожим куратором в американском музее высшей лиги. Тут никаких чрезвычайных социально-лифтовых чудес не случилось — его тринидадская семья была состоятельна, образованна и прогрессивна: папа — президент местного банка, мама — лидер местной феминистской организации. Просто Макшайн был молод и чертовски талантлив. На скромной должности в MoMA он подвизался, еще учась в университете, потом ушел в Еврейский музей, там прославился «Основными структурами», первой большой музейной выставкой минимализма, и на волне успеха вернулся. В MoMA он проработает следующие 40 лет, дослужившись до чина главного куратора. Будет открывать новые и хорошо забытые старые имена, готовить колоссальные ретроспективы, утратит чувствительность к актуальному и приобретет консерватизм, так что невольно породит самое последовательное феминистское объединение в сегодняшнем искусстве.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Возвращение и наказание Возвращение и наказание

Две истории о том, как человек движется по кругу и упирается в себя

Weekend
Он подсадил на десерты Александра Овечкина, Филиппа Киркорова и Егора Крида Он подсадил на десерты Александра Овечкина, Филиппа Киркорова и Егора Крида

Интервью с Ренатом Агзамовым – о тортах, тортах и ни о чем, кроме тортов

GQ
Великое наследие македонского царя Великое наследие македонского царя

Как происходило слияние культур после захвата Персии Александром Македонским

Знание – сила
Отрывок неопубликованного романа Владимира Ермолаева из цикла «Случайная книга» Отрывок неопубликованного романа Владимира Ермолаева из цикла «Случайная книга»

Начало неопубликованного романа Владимира Ермолаева из цикла «Случайная книга»

СНОБ
«Скрещенья рук… судьбы скрещенья» «Скрещенья рук… судьбы скрещенья»

Еще один закрученный сюжет из Серебряного века

Дилетант
Эндрю Майкл Хёрли: День Дьявола Эндрю Майкл Хёрли: День Дьявола

Отрывок из мистического романа Эндрю Майкла Хёрли

СНОБ
Что общего между приматами и шовинизмом Что общего между приматами и шовинизмом

Отрывок из книги нейробиолога Николая Кукушкина

СНОБ
Принуждение к покаянию Принуждение к покаянию

Что стоит за вакханалией вандализма и зачем люди воюют с памятниками?

Огонёк
Сочный краешек Европы Сочный краешек Европы

Жизнь в Португалии течет размеренно и неторопливо

Лиза
На бобах На бобах

Что выбрать — Street Bob или Fat Bob

Мото
Влюблен и oкрылен Влюблен и oкрылен

Актер Кузьма Сапрыкин о театре, смене амплуа и роли баскетбола в его жизни

OK!
Как выглядит “дрифт” на авианосце: 100 000 тонн на вираже Как выглядит “дрифт” на авианосце: 100 000 тонн на вираже

На что способны эти корабли несмотря на свои колоссальные габариты

Популярная механика
Что нужно знать о декабристах Что нужно знать о декабристах

Феномен декабристов в цифрах и фактах

Культура.РФ
В гостях хорошо В гостях хорошо

Интерьер гостевого дома, предназначенного для отдыха на природе

SALON-Interior
10 уникальных прототипов ЗИЛ 10 уникальных прототипов ЗИЛ

Самые интересные и редкие прототипы завода имени Лихачёва

Популярная механика
Как Николай Чудотворец стал Санта-Клаусом? Как Николай Чудотворец стал Санта-Клаусом?

Краткая история главного рождественского персонажа

Культура.РФ

Архивное интервью с писателем Джеймсом Болдуином о расизме

Esquire
Конец «путинского большинства»: о чем на самом деле говорится в докладе группы Белановского Конец «путинского большинства»: о чем на самом деле говорится в докладе группы Белановского

О докладе социологов, предсказавший рост в России протестных настроений

Forbes
Ленин Бессмертный Ленин Бессмертный

Ленин жил! Ленин — жив! Ленин будет жить!

Дилетант
При чем тут родители: как мы становимся такими, какие мы есть При чем тут родители: как мы становимся такими, какие мы есть

Наши привычки, характер, мировоззрение «вырастают» под родительским влиянием

Psychologies
Великий комбинатор Великий комбинатор

Знаменитый аферист времен великой депрессии Виктор Люстиг

Вокруг света
Как можно с Кореей Как можно с Кореей

Южнокорейские айдолы становятся главными мировыми инфлюенсерами

Vogue
Новая профессия в 40 лет: почему возникает такое желание и как действовать Новая профессия в 40 лет: почему возникает такое желание и как действовать

Как осуществить мечту и заняться любимым делом после 40?

Psychologies
Эпоха тюрок. Печенеги Эпоха тюрок. Печенеги

С IX века хозяевами Великой степи становятся тюркоязычные народы

Дилетант
Виктор Цой — человек своей эпохи или «вечный подросток»? Виктор Цой — человек своей эпохи или «вечный подросток»?

Виктор Цой — порождение и отражение определенной эпохи и музыкант на все времена

Psychologies
«Кровавая» работа природы и врачей «Кровавая» работа природы и врачей

Как можно избежать осложнений при переливании крови

Наука и жизнь
The Bell сообщил о скором «разводе» Сбербанка и «Яндекса» при участии Абрамовича и ВТБ The Bell сообщил о скором «разводе» Сбербанка и «Яндекса» при участии Абрамовича и ВТБ

«Яндекс» и Сбербанк могут прекратить партнерство в совместных проектах

Forbes
Невидимая опасность Невидимая опасность

Насколько надо контролировать ребенка в Сети, чтобы не нарушать его границ

Лиза
Штрихи на бумаге: кто и когда изобрел карандаш Штрихи на бумаге: кто и когда изобрел карандаш

Этот инструмент почти без изменений дошел из Средневековья до наших дней

Популярная механика
Почему люди по-разному воспринимают эмоции Почему люди по-разному воспринимают эмоции

Почему эмоции являются главным фактором в принятии многих решений

СНОБ
Открыть в приложении