К последнему морю
В Центральной Европе войска монголов разгромили сначала польско-немецкую, а затем венгерскую армии. Но вскоре ушли на восток. Нового Аттилы из Батыя не получилось, хотя набожные католики и называли внука Чингисхана «Бич Божий».
Почему Батый, покорив Русь, без передышки вторгся в Центральную Европу? Ведь обычно монголы сперва налаживали прочное владычество в землях, завоёванных в одной кампании, прежде чем продолжать экспансию. Считается, что хан был очень честолюбив и мнил себя главным продолжателем дела несравненного Чингиса. И видел в походе «к последнему морю» шанс сравняться славою с грозным дедом. Но всё-таки отчего такая спешка?
Убрать конкурентов
Батый достиг многого, однако у него имелась серьёзная проблема с положением в ордынской иерархии. Из-за того что Джучи рассорился с Чингисханом, его клан политически ослабел. Да, будущему покорителю Руси доверили возглавить престижное предприятие — Западный поход. Тем не менее, непосредственно войском командовал опытный полководец Субэдэй, а первенство Батыя постоянно оспаривали другие влиятельные Чингизиды, отправившиеся с ним, — Гуюк, Мунке и Бури.
В такой обстановке ему было сложно совершить какое-либо беспримерное деяние, которое он мог записать только и исключительно на свой счёт. Но в 1240 году звёзды сложились в его пользу. Он специально обострил отношения с Гуюком, Мунке и Бури, перестав доверять им важные дела. Разобиженные, они уехали из армии в Каракорум, мысля нажаловаться великому хану Угэдэю. А тот, приверженец субординации, их жестоко разбранил и принял сторону наследника Джучи.
Впрочем, Батыю положительная для него реакция Угэдэя оказалась не так необходима, как физическое убытие назойливых конкурентов в голубую даль. Теперь у него были развязаны руки, и он поспешил этим воспользоваться, пока из Орды не приехали очередные знатные соперники — вставлять палки в колёса.
Захватив к концу года Киев и Южную Русь, хан тут же начал новую кампанию. Предприятие казалось изрядной авантюрой. Войско сократилось примерно до 40 тысяч всадников (хронисты писали о 200 тысячах, но это преувеличение), на носу голодная весна, и всё же Батый считал риск оправданным и приготовился напасть на Польшу и Венгрию. Он знал, что государства Европы разобщены, и шансы на их кооперацию против общего врага ничтожны из-за масштабного конфликта между императором Священной Римской империи Фридрихом II и папским престолом.
Без промедления
План вторжения выглядел на редкость дерзким. Вместо того чтобы дождаться лета, Батый начал военные действия уже в конце зимы. Меньшие силы под началом Байдара и Орду обошли Карпаты с севера и нагрянули в Польшу. В январе 1241 года они заняли Люблин и Завихост.
13 февраля ордынцы взяли Сандомир и разбили малопольское ополчение под Турском. 22 марта пал Краков, а 9 апреля состоялась крупная битва под Легницей, в которой Генрих II Набожный, князь-принцепс Польши, попытался остановить незваных гостей с помощью тяжёлой рыцарской конницы.