Как половчанки породнили Русь и степь
Рассказы о непримиримой вражде русских князей и кочевников сильно преувеличены.
Русские князья в XI–XIII веках охотно женились на половецких принцессах и заводили дружбу с ханами. Почти все влиятельные роды Киевской Руси состояли в кровном родстве с Половецкой степью. В жилах многих легендарных русичей течёт «поганая» кровь: православный святой Андрей Боголюбский — половец по матери. Святой Александр Невский, вероятно, половец по бабушке.
Дружба с ханами
«Наши предки дружили с половецкими ханами, женились на “красных девках половецких”, принимали крещёных половцев в свою среду, а потомки последних стали казаками», — пишет этнолог и философ Лев Гумилёв в своём труде «Древняя Русь и Великая степь». Многие историки начала XX века (Владимир Пархоменко, Владимир Гордлевский, Александр Якубовский и другие) считали, что проблема «извечной борьбы Руси со степью» имеет явно искусственное происхождение.
Популярные представления о том, что половцы постоянно терзали Русь, вероятно, основаны на часто встречающихся в летописях описаниях битв с «погаными», «окаянными» степняками. Но, как правило, летописцы всегда красочно изображали сражения, а повседневным событиям почти не уделяли внимания.
К таким повседневным сюжетам на Руси в XI–XIII веках относились браки между русскими и половцами. На протяжении примерно двух столетий именитые князья женились на половчанках, ездили в гости к степнякам, торговали, заключали военные союзы. Известно как минимум о десяти браках Рюриковичей с половчанками, хотя их наверняка было больше. В результате между двумя народами сложились узы покрепче дружеских — кровные.