Шпицрутены Льва Толстого
«Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад — и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперёд, то падая наперёд — и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад…»
Лев Николаевич Толстой написал свой рассказ «После бала» летом 1903 года, ровно через сорок лет после отмены в России чудовищного наказания — прогона сквозь строй. Подразделение строилось в две шеренги, лицом друг к дружке. Провинившегося вели по этому коридору, и каждый солдат должен был его ударить по голой спине шпицрутеном — палкой, ивовым прутом, вымоченным в солёной воде, или шомполом.
Подобная казнь существовала ещё в Древних Греции и Риме, но в Новое время её ввели шведы, и армия короля Густава Адольфа в ходе Тридцатилетней войны подарила её и союзникам, и противникам. Немцы и англичане сразу полюбили этот способ восстановления дисциплины, а государь наш Пётр Алексеевич, за гуманизм прозванный Великим, перенял его как славный европейский обычай.
Восемнадцатый век — расцвет наказания шпицрутенами. Вольтер прозрачно намекает своему покровителю Фридриху Великому, что это недостойно просвещённого монарха. В «Кандиде» герой присутствует на экзекуции, происходящей в воображаемой Болгарии. Когда осуждённого очередной раз проводят сквозь строй, он замечает, что гуманнее было бы проломить несчастному голову. Но Пруссия первой отменяет шпицрутены, хоть и после смерти Фридриха и Вольтера. Это произошло