Россия в фарфоре
Истории страны в коллекциях ИФЗ
Блеск и изысканность придворных сервизов XVIII– XIX веков, смелость и дерзость супрематических опытов начала XX, революционные лозунги, воплотившиеся в агитфарфоре, дань подвигу блокадного Ленинграда, сказочные миры Алексея Воробьевского и Александры Щекатихиной-Потоцкой. Все это — фарфор Императорского фарфорового завода.
«История Императорского фарфора уникальна уже тем, что в Европе мы вторые, кто изобрел свой фарфор, после Германии. И эта история длится уже несколько столетий, начиная с указа Елизаветы Петровны о создании Порцелиновой мануфактуры»,— говорит Елена Ворушилина, заведующая отделом керамики и фарфора Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.
Первоначально Россия покупала фарфор у иноземных купцов. Это были изделия из Китая. После открытия в 1710 году в Германии Мейсенской мануфактуры и других заводов в страну стали поступать изделия европейских предприятий.
Первые попытки наладить фарфоровое производство были предприняты в России при Петре I. Фарфоровый секрет был открыт ученым Дмитрием Виноградовым, сподвижником Михаила Ломоносова. Он и стал основателем первого фарфорового завода в России, который расположился на берегах Невы. В 1744 году указом императрицы Елизаветы Петровны была основана Невская порцелиновая мануфактура. В 1765 году Екатерина II изменила ее статус и определила ей новое название — Императорский фарфоровый завод. Всего за несколько лет отечественные фарфористы достигли столь высокого уровня, что смогли создать «Собственный Ея Величества» сервиз, предназначенный для парадных обедов Елизаветы Петровны.
Конец XVIII века — время расцвета русского фарфора. Императорский завод стал одним из ведущих в Европе. Среди лучших изделий того периода — роскошные сервизы, заказанные Екатериной II,— «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский». Они насчитывали до тысячи предметов.