Порт без воды и заброшенный кинотеатр
Пассажиры московского метро мчатся от одной станции к другой и не догадываются, что за ними наблюдают из кинотеатра. Удивились бы и посетители речного вокзала, узнав, что, когда здание строили, никакой воды перед ним не было. Расскажем об этом и о том, как транспорт изменил прошлое к лучшему.
Москва хочет пить и путешествовать: история речного вокзала
Колодцы едва могли напоить москвичей уже в XVIII веке — город нуждался в миллионах вёдер воды в день. Пришлось построить Мытищинский водопровод, а сто лет спустя — Рублёвскую водокачку. Но в начале 1930-х годов питьевой воды опять стало не хватать. Глава Московского горкома ВКП(б) Лазарь Каганович и Сталин вспомнили тогда о старой идее, которая звучала ещё при Петре I, — соединить каналом Волгу и Москву. Прорыть 128 км — задача нешуточная.
На строительство, которое длилось пять лет (1932–1937), привлекли около 700 тысяч заключённых.
Колоссальные сооружения узники строили почти без техники, основные инструменты — лопаты, кирки и тачки. Из-за тяжёлых условий труда погибло более 22 тысяч человек.
Пока строились канал и Химкинское водохранилище, на Ленинградском шоссе на будущем берегу (пока совсем сухом) архитекторы Алексей Рухлядев и Владимир Кринский возводили Московский речной вокзал. Здание получилось поистине имперским. Сталинский ампир здесь отличается венецианскими мотивами — Рухлядев и Кринский вдохновлялись Дворцом дожей. Вокзал напоминает трёхпалубное судно, а его 75-метровая башня — дымовую трубу. Дорогая отделка здания соответствует масштабу проекта: красный гранит, мрамор, майоликовые медальоны… Разбитый вокруг здания парк с его аллеями, скульптурами и фонтанами дополнил искусное творение. В 1937 году в водохранилище пошла вода, открылся вокзал и Москва стала «портом пяти морей»: двигаясь по рекам, можно попасть в Балтийское, Белое, Чёрное, Азовское или Каспийское море.