Покушение на Мирбаха: чекисты против большевиков?
В июле 1918 года левые эсеры попытались вернуть Россию в мировую войну, застрелив германского посла. Многие уверены, что Дзержинский мог быть причастен к этому убийству.
К середине лета 1918 года разрасталась не только Гражданская война, но и противоречия между участниками непрочной коалиции большевиков и левых эсеров (ПЛСР). Итогом стало убийство эсерами германского посла и вооружённое выступление против большевиков.
Комбед раздора
Разногласия между большевиками и социал-революционерами были по двум принципиальным вопросам: международному и внутреннему. Левые эсеры не приняли Брестский мир — партийные делегаты во время IV Всероссийского съезда советов отказались голосовать за «соглашение с германским империализмом».
Внутренней причиной была политика большевиков в деревне. В мае эсеры поддерживали инициативы ленинцев, например монополию на хлебную торговлю, фактически лишившую крестьян права продавать урожай. Они также поддержали декрет «О продовольствии», санкционировавший посылку продотрядов в деревню. Однако 11 июня, когда Совет народных комиссаров представил на утверждение во ВЦИК декрет о создании комбедов (комитетов бедноты), левые эсеры не поддержали постановление. Деревенская беднота была преимущественно за большевиков, и фактическое отстранение сельских советов от власти лишало ПЛСР электоральной базы.
К моменту созыва V съезда Советов, последнего многопартийного съезда в советской истории, левым эсерам стало окончательно ясно, что их ждёт судьба анархистов, меньшевиков и правых эсеров — их спихнут с корабля революции. Левые эсеры решили дать бой привычным методом — актом индивидуального террора. Но застрелить они решили не большевистского вождя, а посла Германской империи. Тем самым выразить запоздалый протест против Брестского договора, а также против того, что большевики не помогают трудящимся Украины и Белоруссии в борьбе с оккупационными властями.
Советские историки говорили о масштабном заговоре левых эсеров. Однако есть много свидетельств, что решение Якова Блюмкина и Николая Андреева убить Вильгельма фон Мирбаха было их личной инициативой. Другое дело, что данное преступление оказалось очень на руку большевикам. Оно стало прекрасным предлогом для расправы над политическими оппонентами. И в этой связи очень загадочна роль Дзержинского. Ведь Феликс Эдмундович был противником Брестского мира. А убийцы посла по удивительному стечению обстоятельств служили в ВЧК. На тот момент левые эсеры были не только в оппозиции, но и во власти. Например, заместителем Дзержинского работал эсер Вячеслав Александрович, имевший доступ к печати своего начальника. Многие чекистские командиры среднего звена и рядовые сотрудники тоже были левыми эсерами. Было ли это всё случайностью или Дзержинский вёл свою игру, пытаясь использовать эсеров для изменения политического курса Ленина?
Поддельная подпись, подлинная печать
Вильгельм фон Мирбах, посол Германской империи в Советской России, не отличался особыми интеллектуальными качествами, да и его жизненный путь не был сколько-либо остросюжетным (кроме его окончания, конечно). Он пребывал в Москве и по мере сил выбивал из советских партнёров обещанные продовольственные поставки.
Биографии боевиков-убийц куда любопытней. Николай Андреев, непосредственный убийца, служил в ВЧК с 1918 года, но уволился из органов за неделю до инцидента. После 6 июля покинул Москву и пустился в странствия — планировал застрелить гетмана Скоропадского, был замечен у Махно, позже умер от тифа. Ещё любопытней судьба руководителя операции Якова Блюмкина. Он побывал и анархистом, и эсером, и троцкистом, и чекистом, стал одним из прототипов молодого Штирлица, участвовал в создании Гилянской республики в Северном Иране и был расстрелян коллегами из ОГПУ ещё в 1929 году, задолго до большой чистки НКВД.