Граф Эссекс: из фаворитов в мятежники
Судьбу одного из возлюбленных Елизаветы I, который, обидевшись на королеву, поднял бунт, мог повторить и Фрэнсис Дрейк. Если бы оказался менее удачлив в грабеже и больше нравился королеве как мужчина.
Мятеж графа Эссекса, много летнего любимца Елизаветы I, — один из самых нелепых мятежей в истории. Хотя закончился он трагически. Этот мятеж мог бы блистательно описать Уильям Шекспир. Он не описал, хотя некоторым образом поучаствовал в событиях.
Клевреты Елизаветы
Елизавету I называли королевой-девственницей. Впрочем, это утверждение вызывает у историков сомнения. Она не вышла замуж — это факт. Но оставалась ли при этом девственницей — этого никто не знает. Во всяком случае, фаворитов у неё хватало.
Королева любила водить мужчин за нос. С молодых лет до старости она вела переговоры о замужестве. С испанским королём Филиппом II, с французским принцем Франсуа Алансонским и даже с Иваном Грозным. Но всем дала от ворот поворот.
Много лет её фаворитом (не будем употреблять слово «любовник») был Роберт Дадли, граф Лейстер. Он тоже надеялся стать мужем Елизаветы. Но, как и все остальные, надеялся напрасно.
Вообще говоря, Елизавета — неплохая правительница. Даже хорошая. Но женщина — стервозная. Замуж она не шла, но и своим фаворитам запрещала жениться. Они должны были довольствоваться тем, что обожали свою королеву. Когда один из любимчиков, Уолтер Рэли, тайно женился, то угодил в Тауэр. Граф Лейстер тоже женился. И попал в опалу. Правда, ненадолго.
У жены Лейстера уже был сын от первого брака — Роберт Деверё, граф Эссекс. Он и занял место отчима, став фаворитом девственной, но любвеобильной Елизаветы.
Эссекс молод и красив. Кроме того, он хорошо образован: прекрасно знает иностранные языки, историю и философию. Елизавета тоже хорошо образована. Правда, не особо красива и, увы, не молода. Эссексу — 20, ей — 53. Но любви, как известно, все возрасты покорны. Особенно, если любишь королеву. Влюбился же 22-летний Платон Зубов в 60-летнюю Екатерину II. Вот и Эссекс влюбился. Ну, будем считать, что влюбился.
Они с королевой играли в карты. Наедине. С вечера до утра. Ограничивалось ли дело картами — гадать не будем. Любовь приносила Эссексу неплохие дивиденды. Он оказался самым, так сказать, высокооплачиваемым фаворитом Елизаветы. Современники утверждали, что она потратила на него 300 тысяч фунтов стерлингов. Сумасшедшие по тем временам деньги. Но главное, что королева даровала Эссексу монопольное право на торговлю сладкими винами. А англичане любили пропустить стаканчик портвейна. И с каждого глотка Эссексу поступал доходец.