Почитать. Топ-10
1Американцы и все остальные: Истоки и смысл внешней политики США
Иван Курилла
М.: Альпина Паблишер, 2024. — 320 с.
«В этой книге мы попытаемся разобраться в трёх взаимосвязанных проблемах: как американцы воображали себя на протяжении истории своей страны, как другие народы воображали себе Америку и как это воображение влияло на внешнюю политику Соединённых Штатов и на место, которое они занимали в мире. Этот разговор пересекается со спором об исключительности Америки… В последующие столетия в результате массовой иммиграции преимущественно англосаксонское население Америки стало сначала “слепком Европы”, а потом и всего мира…» Книга Ивана Куриллы — история становления, развития и осмысления основных понятий, образов, мифов и идеологем американской государственности, определявших внутреннюю и внешнюю политику США: «сияющий город на холме», Независимость, Республика, Демократия, «американский народ», свобода, «торгующая нация», Гражданская война, Север и Юг, сверхдержава и другое. Кстати, немало страниц автор посвящает и американо-российским отношениям.
2Нимб и крест. Как читать русские иконы
Дмитрий Антонов
М.: АСТ, 2023. — 304 с.
«Эта книга посвящена тому, как “читать” иконы. Другими словами, она посвящена иконографии — и, отчасти, антропологии искусства. Мы будем говорить только о тех художественных приёмах, которые можно чётко описать и которые нужны для понимания образа… Хотя в бытовом контексте слово иконография часто используют как синоним “искусства иконы” или, шире, “древнего искусства”, на самом деле это любая художественная система, которая основана на устойчивых знаках, фигурах, моделях — то есть имеет свою “азбуку” (визуальные элементы) и “грамматику” (принципы их использования и сочетания). В этом плане иконография похожа на язык, а её вариации — на диалекты». В начале книги Дмитрий Антонов говорит об иконе как таковой, о её появлении, об отношении к иконе, иконоборчестве и почитании, иконописном каноне и самом понятии художественный канон, а затем переходит к собственно чтению иконописного языка, вопросов перспективы, композиции, особенностям изображения главных образов.