Почитать
Неизвестный Троцкий, Иван Бунин и эмиграция первой волны
Марк Уральский. Иерусалим; М.: Гешарим / Мосты культуры, 2017. — 702 с.
Имя Ильи Марковича Троцкого действительно знакомо далеко не каждому. Книжку вполне можно было бы назвать «Другой Троцкий» или «Настоящий Троцкий» — по той простой причине, что как раз известный Лев Давидович Троцкий, который на самом деле Бронштейн, взял фамилию начальника Одесской тюрьмы Троцкого, когда бежал из ссылки и подделал себе паспорт. Что же касается Ильи Марковича, то он родился в Ромнах, в Полтавской губернии, окончил высшее горное училище в Екатеринославе, затем отправился в Петербург, а потом — в Вену. Был сотрудником австрийских и русских газет, а в 1906 году стал берлинским корреспондентом «Русского слова». Троцкий писал очерки, встречался с немецкими и скандинавскими писателями. С началом Первой мировой войны уехал в Копенгаген, затем, уже после революции и закрытия «Русского слова», вновь переехал в Берлин и сотрудничал в эмигрантских изданиях. В 1933 году, после прихода Гитлера к власти, уехал из Берлина, писал в парижских изданиях и рижской газете «Сегодня», затем перебрался в Аргентину, а после войны жил в Нью-Йорке. Троцкий был знаком со многими русскими писателями-эмигрантами, и именно ему принадлежит едва ли не главная роль в выдвижении и продвижении Ивана Бунина на Нобелевскую премию (чему способствовал широкий круг знакомых Троцкого в среде скандинавских ученых и литераторов). В книге много цитат и больших выдержек из очерков и статей Троцкого, его писем и писем к нему, мемуаров и дневников, что стоит отнести к достоинствам
Сибирский шаманизм
Татьяна Жеребина. СПб.: Пальмира, 2017. — 621 с.
«Шаман как „укротитель“ злых духов, как человеческое существо, отличающееся от других людей („перерожденец“ после посвятительных обрядов), был для сородичей и полезен, и опасен одновременно. Связь шамана с потусторонними силами делала его изгоем как при жизни, так и после смерти. Как герой-одиночка, он был обречен на почет и уважение при жизни, на поклонение — после смерти». Книга Татьяны Жеребиной, по существу, атлас по шаманизму разных сибирских народов. В алфавитном порядке (от айнов до якутов) следуют статьи, кратко объясняющие религиозные представления, то есть традиционные и домашние верования, терминологию шаманов. Иллюстрации знакомят с шаманскими атрибутами (головным убором, бубном, посохом, плащом).