Для людей искусства Париж был той самой Меккой, куда стремились все

ДилетантИстория

Любите ли вы Шагала?

Париж, 20-е годы ХХ века. Именно здесь в момент окончания лихолетья «белогвардейского» десятилетия пересеклись два человека, один из которых был замечательным искусствоведом, а второй — гениальным художником, навсегда вписавшим своё имя в историю мировой культуры.

Мари и Сергей Венгеровы

Марк Шагал. Фото 1920-х годов

Революция заставила огромные людские пласты, вздыбливаясь и обрушаясь, перемещаться по земной поверхности в поисках спасения себя или своих близких. Для людей искусства Париж был той самой Меккой, куда стремились все, кто считал себя причастным к этой стороне человеческого существования. Для граждан Российской империи социальная буря началась на рубеже столетий и достигла своего апогея в 1919-1920 годах, когда стало понятно, что восстановления прежней жизни не предвидится.

А к концу третьего десятилетия ХХ века Париж стал одним из мировых центров российского присутствия. К этому времени здесь побывали и Гумилёв с Мандельштамом, и Савинков с Лениным, и Дягилев с его гениальной труппой… И конечно, аура Парижа привлекла целую плеяду русских художников, выбравших Францию и её столицу местом спасения от невзгод, изгнавших их из родного дома. Бакст, Добужинский, Григорьев, Билибин, Яковлев, Зданевич, Соломко, Гончарова, Ларионов… Этот ряд можно продолжать долго.

Обложка альманаха, посвящённого Шагалу. 1929 год

Наш рассказ о взаимоотношениях двух замечательных персонажей художественной сцены ХХ столетия — Марка Захаровича Шагала и Сергея Константиновича Маковского. Представители разных исторических и концептуальных волн российского искусства, волею судеб и по собственному почину они оба выбрали Париж как новую «точку опоры» своей жизни.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении