Любите ли вы Шагала?
Париж, 20-е годы ХХ века. Именно здесь в момент окончания лихолетья «белогвардейского» десятилетия пересеклись два человека, один из которых был замечательным искусствоведом, а второй — гениальным художником, навсегда вписавшим своё имя в историю мировой культуры.
Революция заставила огромные людские пласты, вздыбливаясь и обрушаясь, перемещаться по земной поверхности в поисках спасения себя или своих близких. Для людей искусства Париж был той самой Меккой, куда стремились все, кто считал себя причастным к этой стороне человеческого существования. Для граждан Российской империи социальная буря началась на рубеже столетий и достигла своего апогея в 1919-1920 годах, когда стало понятно, что восстановления прежней жизни не предвидится.
А к концу третьего десятилетия ХХ века Париж стал одним из мировых центров российского присутствия. К этому времени здесь побывали и Гумилёв с Мандельштамом, и Савинков с Лениным, и Дягилев с его гениальной труппой… И конечно, аура Парижа привлекла целую плеяду русских художников, выбравших Францию и её столицу местом спасения от невзгод, изгнавших их из родного дома. Бакст, Добужинский, Григорьев, Билибин, Яковлев, Зданевич, Соломко, Гончарова, Ларионов… Этот ряд можно продолжать долго.
Наш рассказ о взаимоотношениях двух замечательных персонажей художественной сцены ХХ столетия — Марка Захаровича Шагала и Сергея Константиновича Маковского. Представители разных исторических и концептуальных волн российского искусства, волею судеб и по собственному почину они оба выбрали Париж как новую «точку опоры» своей жизни.