Легенда о «Стерегущем»
В Александровском парке Санкт-Петербурга с 1911 года стоит памятник «Стерегущему» — миноносцу, геройски погибшему во время Русско-японской войны. Монумент изображает подвиг двух матросов, затопивших корабль, чтобы он не достался врагу. А на самом деле?
Шёл первый месяц Русско-японской войны, японцы с суши и моря осадили русскую крепость Порт-Артур. Посланный вечером 25 февраля 1904 года из Порт-Артура в дозор у мыса Ляотеньшань отряд из двух миноносцев «Решительный» и «Стерегущий» на рассвете 26 февраля оказался отрезанным от базы четырьмя японскими кораблями. Миноносцы попытались прорваться к гавани Порт-Артура, но удалось это только «Решительному».
«Стерегущий» считается одним из первых в мире кораблей, сделанных из никелевой стали. Построенный в Петербурге (и первоначально получивший имя «Кулик» — многие миноносцы русского флота носили «птичьи» имена), он был спущен на воду в Порт-Артуре в мае 1903 года уже как «Стерегущий». Миноносец давал ход до 27 узлов, что по тем временам было очень неплохо. И он наверняка ушёл бы от погони, но, к несчастью, один из первых японских снарядов попал в паропровод и повредил котлы корабля, что тотчас отразилось на его скорости — она стремительно упала. Корабль превратился в почти неподвижную мишень. Через час всё было кончено: из 48 членов экипажа убитыми оказались 44. Японцы, сняв с корабля четверых раненых русских моряков, взяли «Стерегущий» на буксир, но миноносец наполнился водой, оборвал канат и затонул на глазах победителей.
С тех пор «Стерегущий», лёгший на дно Японского моря, продолжает плыть уже в легендарном пространстве. Считается, что источником легенды о нём стал корреспондент лондонской газеты «Таймс». Именно он сообщил в редакцию, что двое оставшихся в живых русских матросов, видя, что миноносец взят на буксир, открыли кингстоны в машинном отделении и утонули вместе с кораблём. История «Стерегущего» всё же не получила такой громкой славы, как подвиг экипажей «Варяга» и «Корейца». Четверо уцелевших моряков со «Стерегущего» хотя и были награждены после возвращения из плена, но не удостоились чести пройти парадным шагом по Дворцовой площади перед самим царём, как экипаж «Варяга».