Куракины
Княжеский род Куракиных когда-то считался одним из самых знатных во всём Русском государстве и состоял в родстве с династией Рюриковичей. Приход к власти Романовых на их положении не сказался: как и прежде, Куракины получали ключевые должности и привилегии, достигнув особенных успехов на дипломатической службе. Лишь в XIX столетии степень их влияния заметно уменьшилась, хотя известная фамилия всё равно оставалась на слуху вплоть до событий 1917 года.
Далёким предком Куракиных считается знаменитый литовский князь Гедимин, правление которого пришлось на первую половину XIV века. Его старший сын Наримунт перешёл в православие под именем Глеб и получил обширный надел в новгородских землях. Его потомки стали основателями сразу нескольких знатных родов, в том числе Булгаковых, Голицыных и Хованских. Живший в годы правления Ивана III князь Андрей Иванович Булгаков получил прозвище Курака, от которого и пошла новая фамилия. Есть множество разных версий того, что значил такой «псевдоним», — так могли называть как скупого, мрачного или задумчивого человека, так и того, кто делает всё спустя рукава.
В XVI и XVII веках Куракины входили в число 16 самых влиятельных боярских кланов страны. Одной из их главных привилегий стал ускоренный подъём по карьерной лестнице: из стольников их возводили сразу в бояре, минуя чин окольничего. Из Куракиных допетровского времени можно выделить, например, Ивана Семёновича, сыгравшего важную роль в заговоре против Лжедмитрия I, и Фёдора Фёдоровича, который был воспитателем будущего царя Фёдора Алексеевича Романова.