Культ императора
Римские патриции любили говорить, что ведут свой род от того или иного бога. Но в имперскую эпоху началось обожествление не только предков, но и здравствующих людей. Вокруг фигуры правителя стал складываться целый культ почитания.
![](https://cs.kiozk.ru/content/gor/jc4/37l/gikiqljw7goik1hjcbd2xad/art/20593/loa7ewpf.jpg?v=2&temp_url_sig=d5MHBvM46an-1kKL7jIUAw&temp_url_expires=1738914979)
Провозглашение здравствующего монарха богом имело давние традиции в Древнем Египте и в азиатских царствах. Но в Европе подобный культ правителя долго не приживался. С одной стороны, во многих государствах Средиземноморья были сильны традиции коллегиального управления, а с другой — даже в устоявшихся наследственных монархиях царь зачастую воспринимался как «первый среди равных». Но к I веку ситуация стала меняться. Причем именно граждане Рима, считавшиеся образцовыми хранителями демократических традиций, начали воплощать на практике идею обожествления живого владыки.
![](https://cs.kiozk.ru/content/gor/jc4/37l/gikiqljw7goik1hjcbd2xad/art/20593/uqwdcetb.jpg?v=2&temp_url_sig=BaA_GMGjRb0FAYdPvN0pgg&temp_url_expires=1738914979)
Прецедент
Задолго до крушения Римской республики любопытный прецедент создал Александр Македонский. Покорив огромные пространства и насмотревшись пышных египетских и азиатских церемониалов, он сам объявил себя богом. И потребовал от своих приближенных соответствующих почестей.
Новые подданные из числа персов и других восточных народов были готовы без колебаний признать божественную сущность великого завоевателя и соблюдать любые обряды. Но среди природных македонцев и греков подобная затея встретила резкое отторжение. Для тех, кто прошел с царем не одну битву и не одну совместную попойку, казалось немыслимым кланяться полководцу до земли и целовать ногу (так называемый обряд проскинезы).
В итоге Александр был вынужден смягчить свои требования. Но этот опыт и желание «поставить мир на колени» не образно, а в реальности, не были забыты. Слава покорителя Персии была так велика, что деяния легендарного македонца превратились для всех амбициозных правителей в предмет почти непременного подражания.
Сакральная сила власти
Непосредственно в Риме культ императора родился также не на пустой почве. Почитание богов и строгое соблюдение правил религиозной жизни считались одними из важнейших добродетелей. Даже в периоды особого расцвета вольнолюбия никто из самых просвещенных граждан не мог себе позволить усомниться в святости устоявшихся церемоний.
Мелочное соблюдение всех процедур при жертвоприношениях и гаданиях иногда оказывалось важнее упущенной победы. Нет никаких значимых свидетельств того, чтобы кто-либо в Риме посмел отпускать презрительные насмешки в адрес жрецов.
Более того, главные должности жрецов были настолько престижны, что со времен Юлия Цезаря римские императоры «приватизировали» пост великого понтифика. С I века высшая светская и духовная власть оказались неразделимы.
Все наиболее знатные семьи Вечного города вели свою родословную от какого-либо божества. В частности, Юлии почитали за прародительницу Венеру. Кроме того, в Риме одной из самых желанных наград для полководца был триумф, во время которого победитель представал перед горожанами не как военный вождь, а в образе всенародно почитаемого Юпитера.
Правда, следует оговориться, что античные боги имели множество вполне земных черт и пороков. Могли обладать не только сверхспособностями, но также оказаться мстительными, завистливыми и даже трусливыми. В этом смысле греческие и римские боги были гораздо ближе к смертным людям, нежели более поздний образ Создателя в христианстве (а равно и в любой монотеистической религии).
Еще одной важной предпосылкой к формированию императорского культа стали особенности римского общества. Отец семейства имел абсолютную власть над своими рабами, а члены семьи и круг зависимых людей (клиенты) были обязаны беспрекословно выполнять его волю. Таким образом, к началу имперского периода в истории Рима общество было вполне готово воспринимать власть верховного правителя как сакральную силу, а его самого — как божество.