Хранитель времени
Продолжаем знакомиться с людьми разных профессий, работающими в Эрмитаже. На вопросы журнала отвечает заведующий лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Михаил Гурьев.
Часы «Павлин» английского мастера Джеймса Кокса в Павильонном зале Эрмитажа — наверное, самый известный экспонат вашего большого хозяйства. Давайте с истории их реставрации и начнём.
— История у часов долгая. Ограничимся советским временем. Сразу после войны, когда экспонаты Эрмитажа вернулись из эвакуации, в музей пригласили сотрудников Института точной механики и оптики, которые собрали, настроили и запустили «Павлина». Но, как любой сложный механизм, часы нуждались в постоянном надзоре, которого недоставало. И на момент со здания в Эрмитаже лаборатории реставрации часов «Павлин» стоял — и давно. Наша реставрационная работа с ним длилась примерно два месяца.
— А зачем Эрмитажу понадобилась целая лаборатория научной реставрации часов?
— Она образовалась в 1994 году, и понятно почему. В Эрмитаже хранится лучшая в России коллекция часов — это предметы сложные и технически, и художественно, и исторически. Соответственно, кто-то должен ими заниматься на постоянной основе. Вот мы и стали это делать. Сегодня нас примерно 10 человек, включая стажёров, волонтёров, и работы хватает всем.
— Где обучают профессии музейного часовщика?
— В России этому, увы, нигде не учат. Я год провёл в Англии, в Вест-Дин колледже. Это единственное в мире заведение, которое готовит реставраторов антикварных часов. В конце они мне сказали: «Вы отучились у нас, а теперь идите в хорошую реставрационную мастерскую и набирайтесь практического опыта». В XVIII–XIX веках на часовщика учились лет 12–13. И сегодня, как в давние времена, нужно набираться опыта у наставника, быть у него, что называется, «под рукой». А теперь и мы берём к себе стажёров, практикантов.