Граф Толстой и его рубашка
Граф Лев Николаевич Толстой был не только автором классических романов, стилистически безупречных коротких рассказов и повестей, но также создателем наивных детских историй для воспитательного чтения. В числе последних довольно скучная дидактическая сказка «Царь и рубашка».
![](https://cs.kiozk.ru/content/if9/slm/7p6/6r4ryrtruvnjk0sbkjz4rfd/art/34292/plxod5ht.jpg?v=1&temp_url_sig=pt14d4illTQOWgejAn9v8Q&temp_url_expires=1739350081)
Сюжет сказки незамысловат: больному государю может помочь вылечиться только рубашка совершенно счастливого человека. Последний после долгих поисков найден, однако он так беден, что даже рубашки у него нет. Таков финал, из которого с неизбежностью следует жестокий вывод, что царь так и должен оставаться неизлечимо больным.
Сам Толстой между тем рубашку имел (и не одну), причём его сторонники видели в ней вполне зримое воплощение рецепта всеобщего счастья. Но к концу жизни граф Толстой, прежде бонвиван, бравый вояка и отличный писатель, начал отчётливо тяготиться и своим графским титулом, и движимым и недвижимым имуществом, и многочисленным семейством, и писательской славой, и хорошим столом, и приличным костюмом и пожелал из писателя и землевладельца превратиться в землепашца и вероучителя. У позднего Толстого с его проповедью пацифизма и идеалов раннего христианства было немало последователей, в том числе, к примеру, художники Илья Репин и Николай Ге, священник Георгий Гапон и даже Махатма Ганди.
![](https://cs.kiozk.ru/content/if9/slm/7p6/6r4ryrtruvnjk0sbkjz4rfd/art/34292/w3u7yxd2.jpg?v=1&temp_url_sig=nMM0CWENTjLIfgXxlALwbw&temp_url_expires=1739350081)
«Опрощением» называл Толстой свой отказ от мяса, табака и вина, обязательные занятия физическим трудом, считая всё это необходимым на пути к нравственному совершенству. Граф пытался освоить крестьянский акцент, в чём не сильно преуспел, а также отказался от фраков и визиток, жилетов и галстуков. Современники упоминали, что после переезда в Москву в 1882 году Толстой изменил свой облик, начав носить подчёркнуто простую одежду: свободные штаны, серую фланелевую блузу зимой, в летний период — светлую холщовую. Именно в таком виде писатель изображён на портретах работы Репина, Крамского, Ге и Нестерова. Даже близкие