Готическая библиотека Николая II
Библиотека в Зимнем дворце, которую благодаря особенному оформлению часто называют Готической, была частью комплекса жилых покоев последнего русского императора Николая II и его супруги Александры Фёдоровны.
Интерьеры личных покоев были созданы в 1890-е годы к свадьбе будущего императора по проекту архитектора Александра Фёдоровича Красовского на втором этаже северо-западного ризалита Зимнего дворца. Молодые супруги и сами принимали живое участие в устройстве комнат, подбирая образцы мебели и ткани, а в конце 1895 года въехали в готовые апартаменты. Сам Николай II называл эту часть дворца «квартирой»; в ней прошли первые девять лет счастливой семейной жизни императорской четы.
Каждая комната «квартиры» имела индивидуальное декоративное решение, отсылающее к разным историческим эпохам, — классицизму, рококо, ампиру. Но, пожалуй, лучшим произведением архитектора Красовского стала библиотека. Она полностью сохранила первоначальную отделку, что особенно ценно, поскольку интерьеры остальных комнат были утрачены в конце 1920-х годов.
Большое, просторное помещение, обращённое окнами на Адмиралтейство, напоминает о библиотеках в средневековых замках и аббатствах. Кессонированный потолок, многочисленные встроенные книжные шкафы, кронштейны, балюстрады деревянной лестницы и обходной галереи второго яруса, двустворчатые двери изобилуют разнообразными мотивами резного готического орнамента — стрельчатыми арками, трилистниками и розетками. Отполированное воском ореховое дерево эффектно сочетается с красными с золотом тиснёными кожаными обоями, которыми затянуты свободные участки стен между книжными шкафами и хорами.
В библиотеке Николая II расстановка мебели была чрезвычайно хорошо продумана, и пользоваться книгами было удобно. Возле шкафов и лестницы стояли два больших стола, кресла и стулья, около камина — рабочий стол самого императора и два кресла comfortable, предназначенные для посетителей. Перед центральным окном поставлена «конторка» для просмотра книг — двойной пюпитр для работы стоя, по обеим сторонам которого поместили банкетки. У двух других окон находились рундуки, где можно было раскладывать карты и раскрывать