Дарвин начинает и выигрывает
Советская пропаганда любила вспоминать «Обезьяний процесс» в США. В ее интерпретации мракобесная американская Фемида засудила честного учителя, преподававшего школьникам передовое материалистическое учение…
Американская нация создавалась весьма религиозными людьми, причем среди них преобладали протестанты радикального толка, настаивавшие на буквальном прочтении Священного Писания: раз сказано, что Бог сотворил человека к концу шестого дня, значит так и было. Дарвиновская теория и другие естественно-научные концепции XIX века многим американцам представлялись покушением на самые основы мировосприятия. Поэтому появление в начале 1925 года в штате Теннесси, одном из оплотов южного консерватизма, нормативного акта, направленного против дарвинизма, выглядело вполне логично и закономерно.
Эволюция и госфинансирование
Закон Батлера, названный по американской традиции именем предложившего его законодателя, вводил запрет на преподавание дарвиновского учения в тех учебных заведениях штата, которые полностью либо частично финансировались из его казны: налогоплательщики не затем делятся с государством своими доходами, чтобы их детей учили возмутительным теорийкам. Нельзя сказать, что законопроект прошел гладко: нижняя палата законодательного собрания Теннесси одобрила его подавляющим большинством голосов, а вот сенаторы пропустили с большим скрипом. Губернатор и вовсе выразил сожаление, что законодатели занимаются подобной ерундой, но препятствовать не стал: он пояснил, что видит в этом законе в первую очередь стремление оградить школы от антирелигиозных тенденций, и выразил сомнение в том, что тот когда-либо будет использован по прямому назначению. Очевидно, что ему не хотелось терять голоса консервативно настроенных избирателей.
Американская нация, однако, строилась не только на религиозном фундаменте — ее основанием явились либеральные принципы, увековеченные в Конституции США, и в первую очередь свобода вероисповедания и свобода слова (первая поправка). За несколько лет до описываемых событий гражданские активисты создали «Союз гражданских свобод», призванный отслеживать ситуацию в различных штатах и оказывать правовую помощь в случаях, когда гражданские права и свободы оказывались под угрозой. Повлиять на решение теннессийских законодателей «Союз» был не в силах, но существовал законный способ свести его правовые последствия к минимуму.
В англо-американской правовой системе, в отличие от континентальной европейской, огромное значение имеет прецедент: решения судов по конкретным вопросам часто становятся обязательными для нижестоящих судов. Поэтому, если удалось бы получить в каком-либо процессе о преподавании дарвинизма решение Верховного суда штата Теннесси, признающего такое преподавание правомерным, закон Батлера фактически остался бы только на бумаге. Поэтому «Союз» немедленно заявил, что поможет любому преподавателю, против которого будет выдвинуто соответствующее обвинение. Дело было за малым — дождаться первой ласточки.