Юаневые бонды
В 2022 году на российском долговом рынке появился новый продукт — облигации, номинированные в юанях. За восемь месяцев десяток компаний привлекли на рынке 65 млрд CNY. С учетом токсичности доллара и евро интерес к новым бумагам проявляют и частные инвесторы, тем более что купоны по таким облигациям выше ставок по депозитам в юанях. В других преимуществах, а также недостатках юаневых облигаций разобрались «Деньги».
Санкционная война западных стран в минувшем году привела к тому, что доллар и евро стали токсичными для российской экономики. Правительство и ЦБ активизировали работу по переходу во внешней экономике на рубли и валюты дружественных стран. Если в начале 2022 года доля доллара и евро в экспортных сделках составляла 87%, то к концу года — 48%, доля рубля и юаня выросла с 12% и 0,5% до 34% и 16% соответственно. В импорте доля токсичных валют упала с 65% до 46%, рубля — с 29% до 27%, а юаня — выросла с 4% до 23%.
Год назад доля юаня в суммарном объеме торгов валютами на Московской бирже не достигала 1%, в феврале 2023 года показатель составил 33%. В режиме торгов валютой с поставкой «завтра» объем торгов впервые по итогам месяца превысил показатель американской валюты. По оценкам «Денег», объем торгов с юанем составил 1,48 трлн руб., с долларом — 1,42 трлн руб., с евро — 0,79 трлн руб. В итоге на юань в этом режиме пришлось почти 40% всего объема торгов основными валютами, на доллар — 38%, на евро — 21,2%.
По данным ЦБ, в минувшем году россияне купили юаней на общую сумму в 138 млрд руб. Для сравнения, в 2021 году — только 0,4 млрд руб. Выросла доля юаней в структуре валютных счетов и вкладов российских банков. По данным ЦБ, доля юаня в структуре валютных накоплений достигла 11% (год назад таких продуктов не было). По данным портала banki.ru, ставки по таким вкладам на первую декаду марта составляли от 0,1% до 3% годовых.
Новые облигации
Выгодную альтернативу депозитам в юанях составляют облигации, номинированные в китайской валюте. Такие инструменты появились в России только летом прошлого года. До этого российские компании выпускали еврооблигации, номинированные в юанях, но лишь на внешнем рынке. Первым эмитентом, предложившим внутренние юаневые бонды, стал «Русал». 27 июля 2022 года компания закрыла книгу заявок по размещению пятилетних облигаций на 2 млрд юаней с офертой через два года. На фоне высокого спроса инвесторов, который в несколько раз превысил предложение, первоначальный ориентир купона был снижен с 5% до 3,9% годовых. В итоге на следующий день компания собрала заявки на еще один, внеплановый, выпуск с аналогичными параметрами и повторила успех.
Юаневые облигации быстро завоевали популярность как у эмитентов, так и у инвесторов, отмечает главный аналитик долговых рынков БК «Регион» Александр Ермак. По его оценкам, к началу 2023 года в обращении на Московской бирже находилось 17 выпусков номинированных в юанях облигаций десяти эмитентов на общую сумму 49,568 млрд юаней (538,3 млрд руб., или 3,2% от общего объема локального долгового рынка). У облигаций эмитентов первого эшелона на срок два-три года купоны составляли 3,05–3,25%, на срок четыре-пять лет — 3,7–3,95% годовых. Наряду с эмитентами реального сектора такие облигации разместили Альфа-банк и МФК «Быстроденьги» на 850 млн CNY и 6,97 млн CNY с купоном 4% и 8% годовых соответственно.
С начала 2023 года только «Роснефть» провела размещение юаневых облигаций объемом 15 млрд CNY. Размещение, как и предыдущее (7 сентября), было рассчитано на ограниченный круг инвесторов. Низкая активность компаний с начала года, по мнению Александра Ермака, связана с дефицитом ликвидности китайской валюты, что выразилось в резком росте ставок на рынке репо и в снижении объемов торгов юанем на Московской бирже. «В настоящее время ситуация нормализовалась, в том числе благодаря ряду действий, предпринятых с начала 2023 года монетарными властями для повышения юаневой ликвидности на рынке»,— отмечает господин Ермак.