Отпетая мошенница
Окружающие отмечают твои неординарный ум и таланты, но похвала и объективные заслуги не прибавляют уверенности. Знакомое чувство? Добро пожаловать в клуб… людей с “синдромом самозванца”.
На запрос impostor syndrome (с англ. – “синдром самозванца”) Google выдает 425 000 результатов. За популярным термином скрываются страх перед собственными успехами и уверенность в том, что на самом деле ты не заслуживаешь того, что имеешь. Первый симптом – сомнения в своих способностях. За ним следует неутолимый перфекционизм – ты никогда не чувствуешь триумфа от достижения. Успех всегда не такой сладкий, каким мог бы быть. На этом неблагоприятном фоне развиваются неврозы – еще бы, ведь постоянное ожидание провала выбьет из колеи кого угодно. Даже если ты далеко впереди вчерашних конкурентов, легче не становится, а возникает все больше вопросов на тему “Заслуживаю ли я это?”.
“Синдром самозванца” (далее – СС) – не медицинский диагноз, а скорее бытовое определение. “В течение жизни каждая хотя бы раз сталкивалась с чувством, что недостаточно хороша, чтобы быть с этим мужчиной, занимать должность или давать советы. Разница между здоровой неуверенностью и “синдромом” в том, что кто-то отбросит тревожные мысли в сторону, а кто-то займется анализом переживаний”, говорит психолог и психотерапевт Наталия Преслер. Если дать “самозванцу” волю, он проникнет во все сферы жизни – в любовь, работу, воспитание детей, а отделаться от чувства, что ты не живешь, а умело блефуешь, довольно сложно.
Почему это вредно?
Даша окончила престижный зарубежный вуз, прошла несколько стажировок в международных компаниях и уже пару лет занимает должность младшего бренд-менеджера в одной из крупных фирм. Перспектива карьерного роста одновременно манит и пугает девушку. Мысль “Что если они ошиблись и на самом деле я полная дура?” не выходит из головы молодой сотрудницы. Ведь некомпетентность обязательно обнаружится, она “проколется”, и все будут смеяться, вымещая на ней досаду от того, что их так долго обманывали. Подобные волнения кажутся отличным мотиватором для саморазвития, но эффект как раз обратный. Исследование научного издания Frontiers in Psychology подтвердило, что СС мешает строить карьеру и заниматься любимым делом.
Картина получается безрадостная: этакий персональный ад в голове человека, казалось бы, состоявшегося. “Несмотря на всевозможные внешние регалии – дипломы, комплименты и прочие “доказательства успеха” в работе, творчестве и других жизненных областях, – человек в глубине души постоянно боится, что его разоблачат, - комментирует проблему психотерапевт и психоаналитик Николай Нарицын, - а все потому, что он/она якобы не на своем месте”.
А судьи кто?
Кто в таком случае определяет иерархию, твое это место или нет? Прежде всего семья. Наташа – творческая и способная девушка, которая привыкла приписывать собственные заслуги обстоятельствам, другим людям или правильной фазе Луны. Ей всегда недоставало веры в себя – она не стала поступать в архитектурный, носит вещи поскромнее и ни за что не улыбнется понравившемуся парню. Главное препятствие – страх, что она “не дотягивает” до идеальной себя, а люди это заметят и осудят. Остается с грустью и тоской оборачиваться на упущенные возможности. “Людям, которые живут с СС, с младых ногтей внушили, что “надо быть скромным и не хвастаться”. На деле это означало: “Тебе нельзя говорить о своих достижениях, потому что тебе просто повезло. И не факт, что повезет в другой раз”. У человека с синдромом самозванца в итоге возникает проблема с адекватностью самомнения, ведь изначально он привык, что все оценки выносятся извне, а он сам не имеет права ничего решать”, - говорит Николай Нарицын.