Тренды > Социальные сети
Пузырь фильтров
Социальные сети как источник информации: теперь мы в некотором смысле сами подбираем для себя новости при помощи «лайков». Хорошо это или, напротив, опасно?
Когда-то Интернет называли окном в большой мир. Сегодня эту роль взяли на себя социальные сети, и прежде всего Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Согласно данным отчета по цифровым медиа Reuters Institute (Reuters Digital News Report), от 21% до 55% пользователей узнают новости из социальных сетей. Удивительно то, что это больше доли посетителей новостных интернет-журналов (см. инфографику на следующей странице). Другими словами, для многих теперь уже сеть Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) стала окном в большой мир, причем для каждого пользователя своим. Кому-то открывается утопическая картина с видео с котятами и афоризмами на эзотерические темы, кому-то — обширное пространство, где ведутся оживленные дискуссии по правам пользователя в Интернете, кому-то — жестокий мир, полный ненависти и насилия. Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) понимает, чем мы интересуемся, знает, что нам нравится читать и смотреть и какую информацию мы ищем. И Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) же хочет поглотить всецело наше внимание любыми возможными способами. Лента новостей подбирается таким образом, чтобы мы лишний раз не закрывали не интересующие нас новости. Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) постоянно подстраивается под нас, показывая только то, что наверняка нам понравится и укрепит нас в нашем мнении. То есть в зависимости от наших взглядов алгоритм, по которому работает Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), способен усыпить бдительность или, наоборот, подстрекать, создавая мир, который нам нравится.
Каждому свой личный мир
Специалисты по вопросам коммуникации, говоря об этом, используют термин «пузырь фильтров» — filter bubble. Понятие было введено более пяти лет назад американцем Илаем Парайзером. Когда в 2010 году взорвалась нефтяная платформа Deepwater Horizon, Парайзер попросил двух своих товарищей поискать в Google информацию по ключевому слову «British Petroleum». Один из них получил инвестиционные новости о компании BP, второй — об экологи ческой катастрофе, вызванной взрывом. Тогда Парайзер пришел к выводу, что свободный Интернет — это иллюзия. Точнее говоря, когда мы пользуемся Сетью, мы попадаем в своеобразный пузырь, который содержит только те новости, которые выбирают алгоритмы, исходя из наших интересов и взглядов.
Профессор университета Кайзерслаутерна Хендрик Шпек, который занимается исследованиями в области социальных средств коммуникации, с такой теорией согласен: «Пользователям неинтересно читать подряд все публикации на Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), поэтому мы видим то, что отображают нам алгоритмы. Алгоритмы определяют, что имеет или может иметь значение для пользователя». Если какаято запись получает множество «лайков», то есть если большое количество пользователей из списка друзей комментирует ее или делится ею (контент якобы отвечает их интересам), то она появляется в вашей хронике, даже несмотря на то, что отмечать как понравившуюся вы ее не собирались.
Кричащий когда-нибудь будет услышан — для социальных сетей этот девиз даже более актуален, чем для классических средств массовой информации. Политические деятели это поняли уже давно. Срочные новости распространяются со скоростью молнии, и чем больше обсуждений, тем лучше работают алгоритмы. Новость бросается в глаза и распространяется дальше. То же самое касается и фейковых новостей, распространяемых активными пользователями по всему миру с определенной целью: взбудоражить и расколоть общественность и укоренить какое-либо мнение.