Чем обернется налог на Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) для российской экономики
Последние годы российское правительство ищет все новые способы пополнения бюджета. Одной из «мишеней» стали зарубежные IT-гиганты. С 1 января реклама на Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) будет облагаться НДС. Но итоговые потери для государства могут быть куда большими, чем прибыль
С 1 января реклама на Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) официально будет облагаться налогом на добавленную стоимость (НДС). Эта новость совпала с непопулярным повышением НДС с 18% до 20%.
Хотя существуют «серые» варианты вывода средств для неуплаты этого налога, почти наверняка крупная компания вроде Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) не станет к ним прибегать — лишние проблемы компании после недавних скандалов — например, с Cambridge Analytica — не нужны.
Причиной сложившейся ситуации стал так называемый «налог на Google», введенный 2 года назад. Его цель — поставить на учет компании, продающие в России виртуальные товары. Первым к своим товарам добавил НДС Google, за ним Apple. Вскоре присоединились Netflix, Bloomberg, Alibaba — почти полторы сотни компаний по состоянию на конец прошлого года.
За 2017 год этот налог принес российскому бюджету около 7 млрд рублей (хотя законотворцы рассчитывали на 10 млрд).
Особых проблем с введением налога не возникло: компаниям пришлось немного изменить ценовую политику, например, выросли цены для конечных пользователей Google Play и AppStore. Но ситуация с Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) может оказаться более проблематичной. Все дело в специфике функционирования самой соцсети и рынка соцсетей в целом: повышение цен на рекламу может серьезно сказаться сразу на нескольких уровнях.
Дорогие лиды
Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — один из основных инструментов рекламодателей. 82% платной рекламы в соцсетях приходятся именно на Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). При этом общий объем рынка отечественной интернет-рекламы составляет более 200 млрд рублей, а рынок рекламы в соцсетях — порядка 30 млрд. Пока что рост бюджетов на рекламу в соцсетях в России очень позитивный, — 36%, — но введение НДС этому росту явно не способствует.