«Обнаженные». Как сделан и чем интересен главный фильм Майка Ли
30 лет назад в прокат вышел фильм режиссера Майка Ли «Обнаженные». Экзистенциальная притча о взрослении и одиночестве получила «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую режиссуру на Каннском фестивале 1993 года. Многие критики до сих пор называют «Обнаженных» одним из лучших британских фильмов XX века. Чем интересна картина — в материале «Сноба»
Британский режиссер Майк Ли делал первые шаги в индустрии еще в середине 1960-х, но ограниченно известен стал лишь 15 лет спустя, в самый разгар трудового кризиса в Великобритании, когда значительная часть взрослого населения страны осталась без работы. Его творческий путь начался с театральных постановок и телеспектаклей о потерянных представителях рабочего класса, у которых отобрали смысл жизни — возможность трудиться. Героям Ли в тэтчеровской Великобритании некуда себя деть. Изо дня в день они от скуки шатаются по промозглым улицам, вынужденно проводят все больше времени в кругу семьи и погружаются в пучину бытовых и психологических проблем. В социальных драмах Майка Ли дебютировали многие известные британские актеры: от Гэри Олдмана, который в «Тем временем» (1983) играл шумного скинхеда Кокси, до Тима Рота — в той же картине он исполнил роль заторможенного подростка Колина.
Импровизации и работа без сценария
Работать с режиссером будущие и уже состоявшиеся звезды стремились из-за его уникального творческого метода. Майк Ли всегда начинает подготовку к съемкам фильма с индивидуальных репетиций. Сперва он просит исполнителя роли продумать характер персонажа, скопировать при его создании какие-то черты поведения у знакомых людей. Месяцы спустя, когда характер и внешний вид героев уже определены, режиссер отправляет актеров взаимодействовать друг с другом и случайными прохожими прямо на городских улицах, чтобы со стороны оценить, насколько достоверно они себя ведут. Если результат репетиций устраивает, фильм начинают снимать, но никакого сценария у Ли в этот момент все еще нет — только примерное понимание того, что обязательно должно произойти по ходу сюжета. Актеры сами пишут себе реплики и импровизируют на камеру. Режиссер просматривает отснятый материал, выбирает из него лучшие фрагменты, формирует из них сценарий и по нему записывает финальную версию картины.