«Будет президент утка-инвалид»: сможет ли Лукашенко сохранить теперь власть
Верить в то, что Лукашенко действительно набрал порядка 80% голосов на выборах президента Белоруссии, нельзя, единодушны опрошенные Forbes политологи. Лукашенко на какое-то время еще задержится у власти, но его позиции сильно пошатнулись, и как уязвимого политика его будут воспринимать не только в Москве и на Западе, но и в собственном аппарате, предполагают эксперты.
Скандальные белорусские выборы, к которых не смогли принять участие трое главных соперников Александра Лукашенко (в итоге их штабы объединились вокруг супруги одного из несостоявшихся кандидатов — Светланы Тихановской), завершились масштабными протестами по всей стране. После того, как были объявлены официальные экзитполы, по которым Александр Лукашенко побеждал с результатом почти в 80%, жители белорусских городов вышли на улицы протестовать. Акции переросли в столкновения с полицией и ОМОНом. Даже если Лукашенко сможет теперь сохранить власть, то ненадолго, считают политологи, с которыми побеседовал Forbes.
Артем Шрайбман, белорусский политический обозреватель: «Официальным цифрам не стоит доверять, потому что по всем доступным опросам, которые были до выборов, у Лукашенко нет такого большинства, у него скорее всего в принципе нет большинства. Сторонники власти в данные ЦИК поверят, оппоненты власти — нет. Люди будут протестовать, они уже протестуют. Как долго это продлится, сказать сейчас невозможно.
Радикальность людей традиционно в Белоруссии невысокая, но это будет зависеть от того, с каким насилием они встретятся. Стычки с ОМОНом уже есть, драки с ОМОНом довольно жесткие.
Протесты белорусов вряд ли будут примером для россиян. Все революции, которые произошли вокруг России в последние годы, ни на что россиян не побудили. Не вижу причины, почему белорусская ситуация может повлиять иначе. Россия подождет, пока эта ситуация устаканится. Россия признает победителя почти всегда и везде, даже в странах, с которыми воюет. Но да, она видит, что позиции Лукашенко ослабляются, причем не только внутри страны, но и вне ее: отношения с Западом, видимо, очень ухудшатся после этой кампании. Москва будет чувствовать, что Лукашенко уязвим, и разговаривать с ним как с более уязвимым политиком».
Глеб Павловский, политолог: «[Лукашенко] попытался на этот раз устроить какие-то совершенно закрытые, непрозрачные выборы. В этом он проиграл, потому что этим [официальным] цифрам не будет веры не только в оппозиционных кругах, но и в кругах белорусского аппарата власти, в том числе силового аппарата.
Парадоксально, но Россия не является бенефициаром неудачи Лукашенко, потому что она получила резко ослабленного союзника в состоянии явного и катастрофического упадка власти. Запад, Европа не приняли сигналов Лукашенко, а после этих выборов и не примут. Лукашенко находится теперь в большей зависимости от России и более слаб. Но поскольку он человек непредсказуемый, то можно ожидать новых каких-то "взрывов".