Автор сериала «Хватит» о домашнем насилии и сексизме в обществе

ForbesРепортаж

«Мы живем в культуре стыда»: что документальный сериал «Хватит» рассказывает о проблеме насилия в России

Анастасия Андреева

Фото Getty Images

Вышла первая серия документального сериала, который детально разбирает тему насилия в разных сферах жизни женщины: от домашнего насилия до насилия в родах и харассмента на работе. Мы поговорили с автором проекта Настей Красильниковой о том, смог ли общественный дискурс повлиять на отношение к насилию и сексизму в обществе и почему в полицию об изнасилованиях заявляют только 10% женщин

С 5 августа на онлайн-платформах Start и Nonfiction выходит документальный сериал о проблеме насилия в России «Хватит». Проект снят студией «Амурские волны». В сериале шесть серий, раскрывающие тему насилия в разных сферах жизни: «Насилие в отношениях», «Насилие в детстве», «Культура унижения: сексизм в медиа, юморе и рекламе», «Харассмент и дискриминация женщин при устройстве на работу», «Насилие в родах», «Насилие и религия». По сути, это глобально исследование проблемы насилия в России. Мы поговорили с шеф-редактором студии «Амурские волны» и руководителем проекта «Хватит» Настей Красильниковой — об идее сериала, проблеме женоненавистничества в глянце и рекламе и о том, как можно бороться с харассментом и гендерной дискриминацией на рабочем месте.

Помимо работы в студии Красильникова известна как автор телеграм-канала «Дочь разбойника» — о, как она сама говорит, «приключениях сексизма и женоненавистничества в российских медиа и рекламе». Также она ведет канал «Вашу мать» про материнство и, в том, числе дискриминацию женщин с детьми, и является одной из трех ведущих подкаста «Ты же мать» на «Медузе».

Анастасия Красильникова
Анастасия Красильникова

Как родилась идея сделать документальный проект о проблеме насилия в отношении женщин в России?

В прошлом году Start и Nonfiction решили, что им было бы интересно сделать проект о насилии над женщинами в России, и коллеги из «Амурских волн» предложили мне возглавить работу над этим проектом. У меня есть некоторый опыт в работе с этой темой, плюс личные знакомства и, самое главное, аудитория.

Расскажите про саму студию «Амурские волны». Она специализируется на сложных темах или это первый такой проект?

«Амурские волны» – это проект моих друзей и коллег Саши Уржанова и Игоря Садреева. Несколько лет назад они решили, что не хотят больше работать в разных корпорациях, а хотят делать свое дело и снимать документальные фильмы. И действительно, у студии это не первый проект на сложную тему. В прошлом году у нас был 8-серийный документальный сериал для «ТВ-3», который назывался «Это реальная история» — это были мощные, крутые документалки про громкие преступления в России. В частности, про дело сестер Хачатурян. Потом, опять же на «ТВ-3», в конце прошлого года вышел 7-серийный сериал «Табу». Как можно понять из названия, это был сериал про табуированные темы. Это было чуть больше похоже на ток-шоу, чем на документальное кино, но темы, которые там поднимались, были очень важными: пытки в тюрьмах, трансгендерность, домашнее насилие. То есть на российском телевидении мы говорили о том, о чем на российском телевидении обычно не говорят.

Как вы искали героинь для проекта «Хватит»?

Должна сказать, что там есть не только героини, но и герои. У меня было два основных способа поиска. В ноябре прошлого года, когда начинался проект, я написала в своем телеграм-канале объявление: «Мы ищем героинь, если вы когда-нибудь переживали опыт насилия в разных обстоятельствах — в отношениях, в родах, на работе и так далее — пожалуйста, свяжитесь со мной и расскажите об этом». Мне пришло несколько сотен писем. И больша́я часть героинь проекта «Хватит» — это мои читательницы. Еще одну часть героев и героинь искала моя продюсер, которая со мной вместе делала этот фильм, Настя Семенова.

По какому принципу вы отбирали героев и истории для сериала?

Безусловно, первая точка входа — это готовность перед камерой сесть и рассказать свою историю. Это требует огромного мужества и большой силы воли, на мой взгляд. Второй критерий — истории должны были быть проверяемыми, чтобы можно было убедиться в том, что все в них правда. Ну, и, конечно, географический фактор имел значение.

Некоторых героинь мы приглашали сами, потому что я хотела какие-то конкретные истории, которые запомнила и которые запали мне в душу. Например, в первой серии, которая про домашнее насилие, у нас есть Александр Савчук, отец Яны Савчук. Это та самая девушка из Орла, которую ее сожитель, Андрей Бочков, убил, а перед этим она позвонила в полицию, где ей сказали: «Будет труп — приедем и опишем».

Еще у нас есть история Ирины Живовой, бывшей жены члена правления «Альфа-Капитала». В прошлом году был большой скандал, когда она в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) написала пост про его агрессию и то, как он оставил синяки на их общих детях иней самой. После этого компания «Альфа-Капитал» его уволила. И мне очень хотелось ее привлечь, чтобы показать, что ситуация домашнего насилия никаким образом не зависит ни от достатка, ни от социального положения, ни от условий, в которых выросли участники. Что это может произойти с кем угодно, и все это — абсолютно рандомная штука.

Одна из серий у нас называется «Культура унижения. Сексизм в медиа, рекламе, юморе и Интернете». Это серия очень близка мне, потому что я именно этим и занимаюсь в своей активистской деятельности: я рассказываю про сексистскую рекламу и сексистские заметки в медиа. В этой серии героини, в основном, не женщины, а специалисты в производстве контента, те, кто имеет какое-то отношение к юмору, и так далее. Единственная история от первого лица — история женщины, которую муж пытал по инструкции из паблика «Мужского государства». Мы таким образом показываем, что женоненавистнические материалы, которые есть в Интернете, реально влияют на жизнь людей.

Кого вы задействовали в этой серии как экспертов?

Там есть Александр Долгополов, с которым мы чудесно поговорили про то, как он сам себя модерирует, про его сочувствие феминизму и про то, как он относится к тому, что в мейнстриме юмор — женоненавистнический. Там есть Давид Хомак, основатель «Лурка», — интернет-энциклопедии, из которой пошло очень много женоненавистнических мемов. Есть шеф-редактор сайта Elle.ru Екатерина Нечкина, которая говорит за весь сексистский глянец, очень мужественно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Звезды сошлись Звезды сошлись

Анастасия Уколова — о роли мечты в байопике «Комбинация»

Grazia
Привычка жениться: мировые звезды-рекордсмены по количеству браков Привычка жениться: мировые звезды-рекордсмены по количеству браков

Один раз - и на всю жизнь? Нет, это точно не про наших героев

Cosmopolitan
Проявить внимание Проявить внимание

Снимки, сделанные в СССР и России с конца 1940-х до наших дней

Esquire
Алексей Морозов: «Люблю крутые виражи» Алексей Морозов: «Люблю крутые виражи»

Мы привыкли видеть Алексея Морозова в ролях сильных, бескомпромиссных парней

Добрые советы
25 вечных цитат Сергея Довлатова 25 вечных цитат Сергея Довлатова

Этими цитатами Сергея Довлатова мы разговариваем до сих пор

Maxim
Пирожечь сердца людей! Пирожечь сердца людей!

Почему высокое искусство стихосложения все еще скорее живет, чем нет

Maxim
Миллионер Борис Ким о пяти высших образованиях и борьбе с ожирением Миллионер Борис Ким о пяти высших образованиях и борьбе с ожирением

Бизнесмен Борис Ким рассказал, чем он увлекается, кроме денег

СНОБ
Мудборд: мужской стиль для отпуска в фильмах с Аленом Делоном, Джудом Лоу и Тимоти Шаламе Мудборд: мужской стиль для отпуска в фильмах с Аленом Делоном, Джудом Лоу и Тимоти Шаламе

Ищем идеи летнего гардероба в фильмах — старых и не очень

Esquire
Каких чудовищ вы встретите в новом сериале «Страна Лавкрафта» Каких чудовищ вы встретите в новом сериале «Страна Лавкрафта»

Людоеды, маньяки и полтергейсты – ничто, по сравнению с расистами

GQ
Потратили $310 тысяч на домен, который не пригодился: история неудачного ребрендинга американской компании ConvertKit Потратили $310 тысяч на домен, который не пригодился: история неудачного ребрендинга американской компании ConvertKit

Как неосторожно выбранное для компании имя может повлечь горы проблем

VC.RU
«За самсой поехал». Пьяный мойщик угнал Lexus и сломал его «За самсой поехал». Пьяный мойщик угнал Lexus и сломал его

Как обычная мойка с оставленными ключами может обернуться уголовным делом

РБК
8 фактов о фильме «Вспомнить всё» 8 фактов о фильме «Вспомнить всё»

Все самое важное и интересное о культовой фантастике от Пола Верховена

Maxim
Универсальность против простоты и рост на 70% в год: что делает Amazon Music, чтобы обойти Apple Music и догнать Spotify Универсальность против простоты и рост на 70% в год: что делает Amazon Music, чтобы обойти Apple Music и догнать Spotify

Компания придумала беспорядочную, но действенную систему подписок

VC.RU
Минимум во всём Минимум во всём

Минимализм и функциональность для молодой заказчицы от Юлии Гладковой

SALON-Interior
Олигархи, алмазные рудники, мозоли и интриги. Отрывок из детективного романа «Каннибалы» Олигархи, алмазные рудники, мозоли и интриги. Отрывок из детективного романа «Каннибалы»

Отрывок из книги Юлии Яковлевой «Каннибалы»

Forbes
Капитан дальнего плавания. Как говорить с ребенком об отсутствующем папе Капитан дальнего плавания. Как говорить с ребенком об отсутствующем папе

Отрывок из книги Екатерины Сигитовой о том, как правильно говорить с детьми

Forbes
Digital-сотрудники и «аналоговые» начальники: как им договориться? Digital-сотрудники и «аналоговые» начальники: как им договориться?

Как договориться цифровому поколению Z и аналоговому поколению Х?

Psychologies
Жуки — красавцы Жуки — красавцы

Бронзовики, осы-блестянки и другие сказочно красивые насекомые

Наука и жизнь
Сферы для массажа — тренд 2020 года: лучшая альтернатива роллерам и гуаша? Сферы для массажа — тренд 2020 года: лучшая альтернатива роллерам и гуаша?

Как пользоваться Ice Globes и какая от них польза?

Cosmopolitan
Как готовить к школе особенного ребенка Как готовить к школе особенного ребенка

Как и чем лучше заниматься с особенным дошкольником

Psychologies
«На меня начали сыпаться письма счастья». История о чужих штрафах ГИБДД «На меня начали сыпаться письма счастья». История о чужих штрафах ГИБДД

Что делать, если штрафы пришли на ваш автомобиль, но за рулем был другой человек

РБК
Яд сделал динго крупнее Яд сделал динго крупнее

Как использование ядов изменяет фенотип крупных позвоночных

N+1
Какую «новую нефть» нашли российские элиты Какую «новую нефть» нашли российские элиты

Правящий класс снова оформляет свою власть в виде государства в государстве

СНОБ
«Палм-Спрингс»: день сурка в Калифорнии «Палм-Спрингс»: день сурка в Калифорнии

Комедия «Палм-Спрингс» о том, что значит застрять на одном и том же дне

Psychologies
С места – в карьеру: какие отрасли и профессии будут востребованы через 10–20 лет С места – в карьеру: какие отрасли и профессии будут востребованы через 10–20 лет

Перспективные отрасли, которые будут развиваться и нуждаться в новых кадрах

РБК
«Будет президент утка-инвалид»: сможет ли Лукашенко сохранить теперь власть «Будет президент утка-инвалид»: сможет ли Лукашенко сохранить теперь власть

Позиции Лукашенко сильно пошатнулись

Forbes
5 необычных применений виртуальной реальности: от свадьбы до встречи с покойными родственниками (видео прилагаются) 5 необычных применений виртуальной реальности: от свадьбы до встречи с покойными родственниками (видео прилагаются)

В 21 веке выражение «снять розовые очки» приобретает новый смысл

Maxim
Что такое рафтинг? Плюсы и минусы сплавов по горным рекам Что такое рафтинг? Плюсы и минусы сплавов по горным рекам

Как и где заняться рафтингом, и о чем стоит знать заранее новичкам?

Playboy
Смерть «Бизнес Молодости»: как два чебоксарца построили компанию на миллиард и почему закрывают самый скандальный инфобизнес в России Смерть «Бизнес Молодости»: как два чебоксарца построили компанию на миллиард и почему закрывают самый скандальный инфобизнес в России

Как «Бизнес Молодость» породила моду на инфобизнес?

Forbes
Совет от Cosmo: что делать, если начальник позволяет себе на тебя кричать Совет от Cosmo: что делать, если начальник позволяет себе на тебя кричать

Как разобраться с шефом-самодуром?

Cosmopolitan
Открыть в приложении