Британия вошла во вкус: почему в королевстве будут преследовать россиян
Под первую волну «репрессий» в рамках закона о криминальных финансах попадут 120-140 человек, и значительная часть из них — россияне. Почему?
Лондон долгое время проявлял чудеса терпеливости — в какой-то мере вплоть до соучастия, позволяя капиталам сомнительного происхождения проходить как в, так и через Соединенное Королевство и британские банки. Материалы и отчеты, посвященные теме «отмывания доходов», оценивают количество грязных денег, ежегодно поступающих в Великобританию, в 90 млрд фунтов стерлингов. Сейчас борьба с этим становится все более обширной.
Для восстановления репутации Великобритании и ужесточения ее полномочий в отношении лиц, к происхождению доходов которых могут быть вопросы, был разработан Criminal Finances Act — Закон о криминальных финансах. Разработка документа началась задолго до недавнего инцидента с отравлением Скрипалей: в действительности законодательный акт был принят 27 апреля 2017 и вступил в силу 31 января 2018-го. Хотя, конечно, недавние политические трудности придали ему свежий импульс.
Сомнительно, что ревность, с которой власти Великобритании сейчас рассматривают открывающиеся законом возможности, закладывалась в него на этапе принятия. Тем не менее похоже, что в ближайшее время начнется череда запросов на раскрытие информации о богатстве неясного происхождения в соответствии с введенным законом институтом Unexplained Wealth Orders. По опубликованным за последнюю пару дней в британской прессе сведениям, Национальное агентство по борьбе с преступностью (National Crime Agency, NCA) составило список примерно из 120-140 человек, относительно которых может быть использован этот механизм. Глава отдела ведомства по экономическим и киберпреступлениям Дональд Тун подчеркнул, что лица в списке прорабатывались не по критерию гражданства, признав, однако, что в нем действительно большинство составляют россияне или связанные с Россией люди.
Круг полномочий по этому закону достаточно широк и, в частности, включает запросы об источнике доходов необъясненного происхождения, рассматриваемые Британией как механизм расследования. Вкратце: он предоставляет различным правительственным структурам и правоохранительным органам Великобритании право требовать замораживания активов политически значимых лиц или подозреваемым в преступлениях в связи с вызывающим сомнения характером происхождения имущества стоимостью более 50 000 фунтов стерлингов. При этом с высокой долей вероятности у каждого, кто владеет недвижимостью