Кто решил, что москвичам нельзя брать под опеку детей из регионов?

Русский репортерОбщество

Понаехали тут

Кто решил, что москвичам нельзя брать под опеку детей из регионов?

Дарья Данилова

Приемных родителей смешивают с грязью, вместо того чтобы сказать им спасибо

Уже вторая приемная семья выиграла в Верховном суде дело у Департамента труда и социальной защиты населения Москвы. Родителям пришлось дойти до высшей инстанции, чтобы доказать право своих подопечных на столичные льготы. Камнем преткновения стало отсутствие у детей постоянной регистрации в Москве. Верховный суд подтвердил: помощь города от прописки не зависит

У Николаевых (фамилия изменена по просьбе семьи) было трое сыновей. Папа занимался строительством, мама сидела с детьми. Как-то раз старший сын попал в больницу. Рядом с ним в палате оказался ребенок из детского дома. Тогда Николаевы впервые задумались об усыновлении. Вскоре в семье появился первый приемный ребенок — шестилетний мальчик.

Потом Николаевы услышали о девятилетней девочке с диагнозом «умственная отсталость». Малышка родилась в Подмосковье, попала под опеку и переехала в Москву. А потом приемная мама от нее отказалась. Николаевы, когда-то пересекавшиеся с девочкой на отдыхе, решили забрать ее к себе. А еще через несколько месяцев органы опеки буквально уговорили Николаевых взять семиклассницу, которую в разгар переходного возраста вернули государству приемные родители. Девочка, которая прожила большую часть жизни в семье, училась в московской школе, обзавелась друзьями, теперь должна была уехать на родину за 2 тысячи километров от столицы и попасть в приют. Сотрудники опеки сами отвезли Николаевых в детский дом, сами подготовили все документы и умоляли не рушить судьбу ребенка. Родителям оставалось только согласиться.

Николаевы — москвичи. У них своя квартира, в которой подопечным детям оформлена временная регистрация. По закону Москва заключает с родителями договор о приемной семье, а также выделяет льготы: пособия на каждого ребенка, пособия родителям, выплату по уходу за ребенком-инвалидом, социальные карты, образование за счет бюджета, бесплатное лечение и реабилитацию. Сперва вся необходимая помощь от города поступала в срок. Но в 2015 году ситуация резко изменилась. Сначала перестала приходить выплата по уходу за ребенком-инвалидом. Потом за лечение младшей девочки в одной из больниц города потребовали заплатить. Затем детям отказались оформлять социальные карты. С трудом удалось выбить бюджетное место в техникуме для старшей дочери. И каждый раз приводился один и тот же довод: «Ну, у них же нет постоянной регистрации в Москве».

Интересно, что постоянная регистрация у детей-сирот — это редкое явление. Она может быть у ребенка, потерявшего родителей или забранного из семьи опекой, но имевшего прописку на момент поступления в детдом. А у отказников ее, например, вообще нет. Эти дети до совершеннолетия перебиваются временной регистрацией — в детском доме или в приемной семье. В принципе, опекуны могут прописать ребенка в своей квартире. Но и здесь семья сталкивается с сопротивлением города. Органы опеки убеждают родителей, что в таком случае ребенку не дадут жилье, положенное ему по достижении совершеннолетия.

— Нам говорили, что, если мы пропишем ребенка, то он никогда нигде не получит квартиру, — вспоминает глава семьи Николаевых. — До 18 лет он с нами поживет. А потом он где будет? На вокзале? Или нам его себе на плечи посадить на всю жизнь?

На самом деле чиновники вводят родителей в заблуждение, считает исполнительный директор благотворительного центра «Соучастие в судьбе» Алексей Головань (он защищает Николаевых и другие приемные семьи в суде):

— Миграционное управление не прописывает без согласия органов опеки, а органы опеки не дают согласия на прописку. Они считают, что это нарушит жилищные права детей. Мы в начале этого года спросили разъяснения у начальника Главного управления по вопросам миграции МВД России [Ольги Кирилловой], действительно ли нужно согласие органов опеки. Она сказала, что согласия не требуется. Это не лишает детей права на квартиру по достижении совершеннолетия. С тех пор многие начали регистрировать детей.

Пободавшись с районными и городскими органами соцзащиты, Николаевы пошли в суд. Эта схема была проверена уже многими московскими семьями, взявшими на попечение детей из других регионов. Судьи становились на сторону родителей, апелляционная инстанция их поддерживала — и город послушно выплачивал деньги. Но именно на деле Николаевых произошел неожиданный перелом.

— У нас уже было шесть дел, которые позитивно закончились, — рассказывает Алексей Головань. — И вдруг на седьмом деле — я даже не пошел на это заседание, потому что были те же судьи, я видел их отношение — они отменили решение районного суда. Написали: «Раз нет регистрации, то местом жительства ребенка Москва не является». Те же самые судьи стали выносить совершенно противоположные решения! Была информация, что проходило совещание в Мосгорсуде. И якобы московские власти попросили рассматривать такие дела по-другому. Иначе я никак не могу объяснить, что судьи, которые до этого негативно воспринимали аргумент соцзащиты по поводу отсутствия регистрации у детей, сейчас стали чутко прислушиваться к этому аргументу.

Все дело в том, что в декабре 2015 года правительство Москвы приняло постановление № 932-ПП. Если раньше для получения московских льгот хватало прописки родителей, то теперь постоянную регистрацию в городе должен иметь и ребенок. Даже заключить договор о приемной семье не выйдет, если ребенок взят из другого региона. На официальном сайте ДСЗН написано без обиняков: «Данные изменения направлены на стимулирование жителей Москвы к принятию в свою семью детей, являющихся воспитанниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Москвы». Таким «стимулированием» Департамент буквально запрещает москвичам брать детей из других регионов. Нет, взять, конечно, можно, но тогда — праздник за ваш счет. По сути, Москва разделила сирот на московских и немосковских, откровенно дискриминируя последних, говорит Алексей Головань:

— Здесь государство отстаивает не интересы приемных детей или опекунов, а исключительно интересы бюджета. При предыдущем мэре такие вещи были бы просто невозможны! Я работал уполномоченным [по правам ребенка в Москве]. Я не представляю, что пришел бы с этой историей к покойной Людмиле Ивановне Швецовой, заммэра по социальной политике. Она просто не поверила бы, что такое может быть. Или к тому же Лужкову. Москва никогда не позволяла так относиться к сиротам. Это сейчас такой тренд — экономить на всем. В качестве аргумента приводятся какие-то совершенно безумные цифры: якобы к нам приехала тысяча сирот и они разорили бюджет. Приемных родителей обвиняют в том, что они берут детей исключительно из-за денег. Этих людей смешивают с грязью вместо того, чтобы им сказать спасибо.

Несмотря на неудачу, Николаевы решили бороться до конца. Надежда была: в феврале ДСЗН проиграл в Верховном суде похожее дело. Первопроходцем стала москвичка, взявшая под опеку двух иногородних девочек с тяжелой формой ДЦП и тоже не получавшая выплаты по уходу за детьми-инвалидами. Заседание Николаевых было назначено на 21 мая. А накануне, ночью, на счет Николаевых неожиданно пришли деньги от Департамента — все долги по пособию. За 3,5 года судебных тяжб набежало около 300 тысяч рублей.

— Почему департамент выплатил деньги, учитывая, что два суда заняли его сторону? — иронично удивляется папа Николаев. — Когда их в Верховном суде спросили: «Вы на основании чего деньги перевели?» — они ответили: «Ну, это в индивидуальном порядке». То есть сотне человек, написавших заявления, ответили: «Не положено». А нам почему-то положено. Но мы три года ходили в суд, носили на каждое заседание справки из МФЦ, из опеки — вместо того чтобы заниматься ребенком-инвалидом!

В Верховном суде Николаевы победили. Судебная коллегия подтвердила: социальная поддержка города не должна зависеть от прописки приемных детей.

— Судья очень жестко выражал свою точку зрения, — рассказывает Николаев. — Сказал, что уже не 90-е годы, когда место жительства определялось по прописке. Уже давно есть разъяснение, что место жительства — это место постоянного или преимущественного проживания. Естественно, ребенок проживает постоянно по нашему адресу, опека приходит проверять его по нашему адресу, и в постановлении опеки написано: «Определить место жительства ребенка совместно с опекунами по адресу» — тоже в Москве. И в поликлинике он обслуживается, и в школе учится тоже в Москве. Значит, он живет в Москве.

Верховный суд также напомнил Департаменту, что уже принимал решение по подобному вопросу, и порекомендовал придерживаться обозначенного принципа в аналогичных ситуациях. В следующий раз в адрес руководства Департамента соцзащиты Москвы пригрозили вынести частное определение с поименным списком. Между тем московские опекуны продолжают жаловаться на отказы Департамента в льготах иногородним детям. На начало лета в Верховном суде назначены еще три заседания по похожим делам приемных семей.

Фотография: Tookapic/pixabay.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

7 вопросов Михаилу Дмитриеву, экономисту 7 вопросов Михаилу Дмитриеву, экономисту

О том, что принесет 2020 год российской экономике и рядовому кошельку

Русский репортер
Правила жизни Анатолия Собчака Правила жизни Анатолия Собчака

Политический деятель, умер в 2000 году в возрасте 62 лет, Санкт-Петербург

Esquire
Арена на двоих Арена на двоих

Как исторически складывались отношения России и США

Эксперт
Алкогений: Фрунзик Мкртчан Алкогений: Фрунзик Мкртчан

«Кто ж в Москву без денег приезжает?» — «Посидели, выпили, деньги и кончились!»

Maxim
Моя история Моя история

Александр Галич смог увидеть даже не завтрашний, а послезавтрашний день

Дилетант
Где ваше слабое место Где ваше слабое место

Чтобы помешать использовать вас, необходимо определить свою ахиллесову пяту

Psychologies
Фитнес для реабилитации: миф или реальность? Фитнес для реабилитации: миф или реальность?

Эксперты X-Fit рассказывают об актуальных трендах и методиках

Playboy
Подгонка вооружений Подгонка вооружений

Rapid и Solaris в топовых версиях

АвтоМир
Самые красивые моменты ЧМ-2018: от голов Роналду до сейва Эль-Хадари Самые красивые моменты ЧМ-2018: от голов Роналду до сейва Эль-Хадари

В России стартовал 21-й чемпионат мира по футболу

Playboy
Секс с бывшим: 6 моментов, о которых стоит подумать Секс с бывшим: 6 моментов, о которых стоит подумать

Если вы недавно разошлись, кандидатура бывшего может оказаться привлекательной

Psychologies
Станислав Черчесов: «Мы готовы остановить Салаха. И сделаем это!» Станислав Черчесов: «Мы готовы остановить Салаха. И сделаем это!»

Ответ перед нами держал главный тренер сборной России Станислав Черчесов

Maxim
Соколиная охота Соколиная охота

В центре Москвы заработали камеры панорамного обзора системы «Стрит Фалькон»

АвтоМир
Горячая пора Горячая пора

Что делать, чтобы силы природы не навредили ребенку

Добрые советы
Гонки на ягодицах: флешмоб, где люди уезжают из кадра на ягодицах, как на авто Гонки на ягодицах: флешмоб, где люди уезжают из кадра на ягодицах, как на авто

В твиттере запустился новый флешмоб

Playboy
Умеренный пользователь Умеренный пользователь

Как следует выбирать хорошее вино

GQ
«Быть бабушкой — это верить в своих детей как родителей» «Быть бабушкой — это верить в своих детей как родителей»

Как выстроить отношения со взрослыми детьми

Psychologies
Лототрон Лототрон

Как лото превратилось в религию, которой поклоняются миллионы

GQ
Даан Розегаарде: архитектор интерактивных пространств Даан Розегаарде: архитектор интерактивных пространств

Для художника Даана Розегаарде сияющая дорога стала визитной карточкой

Популярная механика
Позитивные скульптуры Ивана Песталоцци Позитивные скульптуры Ивана Песталоцци

Здесь нашлось бы место для гордого сообщения: «Дарим людям радость с 1959 года»

Популярная механика
Потратил Потратил

С Егора Крида и его друга требуют в суде полмиллиона рублей.

StarHit
Актер выложил невинное (ну совсем!) ФОТО из Диснейленда. И что тут началось! Актер выложил невинное (ну совсем!) ФОТО из Диснейленда. И что тут началось!

Маразм только что взял новую, невиданно высокую ноту! Аплодируем вприсядку!

Maxim
4 причины, по которым мужчины сбегают от женщин 4 причины, по которым мужчины сбегают от женщин

Когда отношения начинаются, кажется, что все складывается идеально

Psychologies
Вырастить преемника. Уоррен Баффет рассказал, как нужно воспитывать детей Вырастить преемника. Уоррен Баффет рассказал, как нужно воспитывать детей

Миллиардеру есть, что рассказать о правильном воспитании детей

Forbes
Renault Duster: до Сахары подбросишь? Renault Duster: до Сахары подбросишь?

Разъезжаем по Марокко на московских номерах

Maxim
Мелания Трамп надела куртку с надписью «Мне все равно». Разразился скандал Мелания Трамп надела куртку с надписью «Мне все равно». Разразился скандал

"Это самый оторванный от реальности поступок со времен Марии-Антуанетты"

Esquire
Там, за горизонтом Там, за горизонтом

Кризис среднего возраста — спорная история

Добрые советы
Удар по занятости. Чем повышение пенсионного возраста опасно для российской экономики Удар по занятости. Чем повышение пенсионного возраста опасно для российской экономики

Россия рискует пойти по стопам некоторых стран ЕС

Forbes
Почему девушки падают в обморок, что делать, если сбились суточные ритмы и где добыть кальций кроме творога Почему девушки падают в обморок, что делать, если сбились суточные ритмы и где добыть кальций кроме творога

Вопросы наших читателей

Maxim
Познавшие digital. Лучшие онлайн-банки 2018 года Познавшие digital. Лучшие онлайн-банки 2018 года

Результаты ежегодного рейтинга самых эффективных интернет-банков для частных лиц

Forbes
Джентльменский набор Милоша Биковича Джентльменский набор Милоша Биковича

Совместное интервью Givenchy и Maxim с актером Милошем Биковичем

Maxim
Открыть в приложении