«Белый царь для народов Востока»: как бурятский врач Китай завоевывал
В конце XIX века известный целитель Петр Бадмаев предложил поистине наполеоновский план российской экспансии в Азию
В 1900 году союзная армия восьми держав под командованием генерала Николая Линевича взяла штурмом Пекин, приблизив конец Боксерского восстания. За несколько лет до этого с идеей масштабной экспансии в Китай в Российской Империи выступил один придворный врач. Его звали Петр Александрович Бадмаев.
Запутанная биография и медицинская практика
Данных о детстве Бадмаева практически нет — доподлинно неизвестно даже, когда он появился на свет. Считается, что это произошло в Бурятии в 1849-м или 1851 году, хотя его дочь однажды заявила, что на момент ее рождения в 1907 году Бадмаеву уже исполнилось 100 лет.
Последнее, впрочем, маловероятно. Бадмаев окончил гимназию в Иркутске, а в 1871 году поступил в Петербургский университет. Годом позже он обратился в христианство, сменив данное ему при рождении имя Жамсаран. В 1873 году Петр Александрович начал свою врачебную практику, которая вкупе с политическими убеждениями впоследствии приблизила его к императорскому двору.
Бадмаев лечил пациентов при помощи методик традиционной тибетской медицины и добился на этом поприще немалых успехов. Именно он перевел на русский язык трактат «Чжуд-Ши» об основах тибетской медицины. Занимался он и государственными делами — в 1876–1893 годах Бадмаев работал в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел Российской империи. Тогда у него и начал зреть план большой российской экспансии в Азию.
Подготовленная почва
Концепция «уплотнения» русско-китайских контактов к тому времени была не нова. Так, именитый востоковед Иакинф (Никита Бичурин) еще в первой половине XIX века настойчиво призывал имперские власти обратить свои взоры на Китай, Монголию и Тибет, а равно и на малоосвоенные в то время сибирские и дальневосточные территории Российской Империи. Некоторые и вовсе называли Китай угрозой мировой безопасности и выступали за его решительное сдерживание.