От «мира любой ценой» до мировой войны
Мюнхенский договор 1938 года оказался самой последовательной и самой безуспешной попыткой в истории предотвратить глобальный военный конфликт.
В дни Судетского кризиса в 1938 году правители Великобритании и Франции сделали всё, чтобы предотвратить новый масштабный европейский конфликт. Но желание купить мир за счёт раздробления суверенного государства в итоге и привело к самой кровавой войне в мировой истории.
Тревожное наследство Цислейтании
В Средние века славянские правители Восточной Европы охотно приглашали немецких поселенцев. Так германцы обжили Судеты в пределах Богемского (Чешского) королевства. Со временем оно утратило независимость и оказалось в составе владений Габсбургов. Когда в 1867 году Австрийская империя преобразовалась в Австро-Венгерскую, её условно делили на две части: Транслейтанию — земли венгерской короны за рекой Лайтой и Цислейтанию — остальные территории, принадлежавшие Австрии (исторической Восточной марке).
Чехам в дуалистической империи было дискомфортно. Они не понимали, почему сельская феодальная Венгрия допущена к управлению страной, а индустриальная Чехия — нет. Оппозиционность к империи особо ярко проявилась в Первую мировую войну, когда чехи массово сдавались в плен русским, дезертировали и создавали свои национальные военные формирования.
Война окончилась, начался раздел имперской территории. 12 ноября 1918 года была провозглашена Республика Германская Австрия, включавшая в себя практически все земли Цислейтании, в том числе и Судеты. Однако победившая Антанта не собиралась поощрять немецкий национализм в ущерб остальным странам Восточной Европы. Сен-Жерменский мир, подписанный 10 сентября 1919 года, значительно уменьшил территорию Австрии. Судеты, как часть бывшей Богемии, отошли Чехословакии.
Настало время дискомфорта для немцев. Они испытали унижения, которым нередко подвергаются нацменьшинства. В первую очередь необходимость использовать язык титульной нации в официальных случаях. О тотальном угнетении говорить не приходилось: существовали немецкие школы, а немецкие депутаты имели фракцию в парламенте. Но привилегированное положение жителей Цислейтании было не забыть. К тому же судетские немцы являлись второй по численности нацией в стране после чехов, однако, в отличие от словаков, не были представлены в названии государства.
Привлекательный тоталитаризм
С течением времени чехи и немцы смогли бы научиться жить без взаимных обид. Поколения, помнившие угнетения времён империи и послевоенного размежевания, ушли бы в прошлое. Но проявились два серьёзных обостряющих фактора. Во-первых, мировой кризис, разразившийся в 1929 году. И если непосредственно в чешских землях он был отчасти вскоре преодолён, то в 1936 году в Судетах большинство мужчин-немцев оставались безработными. Во-вторых, к власти в Германии пришёл Гитлер, позиционировавший себя как заступник всех немцев Европы.
Гитлер и нацистская партия открыто декларировали, что ситуация, при которой их соплеменники являются угнетённым меньшинством в новообразованных странах, недопустима. Правда, Судето-немецкая партия Конрада Генлейна, имевшая вторую по численности фракцию в чешском парламенте (44 места из 300), до середины 1930-х выступала за воссоединение не с Германией, а с Австрией. И даже ратовала за восстановление монархии Габсбургов.
Генлейн отказывался рассматривать как образец модель швейцарского государства, где все территории и народы имели обширную автономию. И вполне закономерно во второй половине 1930-х его партия переориентировалась на союзничество с Третьим рейхом. Особо привлекательной была нацистская идеология природного превосходства немецкой расы над всеми прочими.
Важным фактором был соблазнительный пример Германии, где, благодаря переходу экономики под контроль государства, была ликвидирована безработица. Конечно, социал-демократам и тем более евреям не могло нравиться происходящее в рейхе. Но для большинства жителей Судет нацистская социально-экономическая модель казалась привлекательной, и они искренне мечтали о присоединении к братскому соседу
Игры свободных сил и путь высшего разума
Дальнейшие события во многом предопределили совещание Гитлера с военно-политической элитой Германии 5 ноября 1937 года и подробная беседа с лордом-председателем совета Великобритании Эдуардом Галифаксом две недели спустя. На совещании с генералами и дипломатами фюрер нарисовал несколько сценариев переустройства европейского континента. Сроки сценариев были разные, но каждый из них включал использование армии — либо как средство дипломатического нажима, либо как инструмент военной победы.
В разговоре с Галифаксом Гитлер не был столь откровенен. Он сообщил собеседнику, что перемены в Европе неизбежны и могут произойти двумя путями: первый — «игра свободных сил», то есть военные решения, и второй — «путь высшего разума», то есть достигнутые компромиссы и договорённости.
Некоторые комментаторы утверждают, что в этот день Англия отдала Чехословакию Гитлеру. Это упрощение. По словам Галифакса, «с английской стороны считали, что статус-кво должен оставаться в силе». Но так как фюрером были упомянуты проблемы немцев в Австрии и Чехословакии, Лондон допустил всё же изменения статус-кво этих стран.
20 февраля 1938 года на заседании рейхстага Гитлер сообщил о намерении объединить 10 миллионов немцев, живущих по ту сторону границы. 12 марта произошло совмещение «игры свободной силы» с «путём высшего разума»: германская армия демонстративно вошла в Вену, а ведущие страны Европы ограничились выражением недовольства. Не было ни санкций, ни военных контрмер.
Благожелательное отношение к случившемуся в Лондоне и Париже не в последнюю очередь объяснялось искренним энтузиазмом подавляющего большинства жителей Австрии: Гитлер поглотил страну, которая этого хотела.
В день вступления вермахта в Вену Галифакс беседовал с Яном Масариком, послом Чехословакии в Лондоне. В ответ на слова британца о заявлении Геринга, мол, Германия ничего не планирует против Праги, Масарик ответил, что даже огромному удаву необходимо несколько недель, чтобы переварить обед.
Весенний натиск и осенняя дата
Если продолжить аналогию Масарика, нацистскому удаву понадобились две с половиной недели, чтобы приступить к новой охоте. 29 марта в Министерстве иностранных дел Германии прошло совещание, выработавшее рекомендации для Судето-немецкой партии. Генлейн должен был предъявлять требования к правительству в Праге, постоянно выдвигать новые условия, игнорировать обещания и не идти на компромисс. Тогда же лидер судетских немцев встретился с Гитлером и фюрер заявил, что чехословацкий вопрос будет разрешён в ближайшее время.