«Барби» Греты Гервиг: почему кукле в розовом больше нет места в этом мире
21 июля в прокат вышел один из самых долгожданных фильмов этого года — «Барби» Греты Гервиг. Он уже заработал в американском прокате в премьерный уикенд $155 млн, и это лучший старт с начала года. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает, как режиссеру удалось создать настоящий летний блокбастер, в котором она критикует коммерциализацию феминизма и саму главную героиню — легендарную куклу.
Фильм «Барби» об известнейшей кукле в мире стал одним из главных фильмов года еще задолго до выхода на экраны. Подстегивало интерес к проекту и то, что картина выходила одновременно с «Оппенгеймером» Кристофера Нолана, — появился даже отдельный мем «Барбенгеймер». Агрессивная маркетинговая кампания Warner Bros. только подстегивала интерес зрителей и напирала на кукольную эстетику фильма с обилием розового и красивыми нарядами. Однако не стоит забывать, что за проект отвечает представительница независимого американского кино Грета Гервиг, написавшая сценарий вместе со своим партнером Ноа Баумбаком.
В начале фильма Гервиг цитирует «Рассвет человека», начальную главу «Космической одиссеи 2001» Стэнли Кубрика. Закадровый голос Хелен Миррен рассказывает, что куклы существовали всегда. Все они обычно были в форме пупсов, чтобы маленькие девочки постепенно учились основам материнства. Однако все изменилось с приходом Барби — куклы с фигурой взрослой женщины, с макияжем и в смелом купальнике в черно-белую полоску. Революция в мире игрушек произошла благодаря Рут Хэндлер, в девичестве Рут Моско (сокращенное от Московиц), дочери мигрантов польско-еврейского происхождения и соосновательнице компании Mattel. До Второй мировой войны Mattel занималась производством мебели, а во второй половине 1940-х переключилась на производство мебели для игрушек.
Рут не раз наблюдала, как ее дочь Барбара играла с бумажными куклами, к которым относилась не как к пупсам, а как к взрослым женщинам. В 1956 году во время отпуска в Европе Хэндлер увидела в витрине одного из немецких магазинов «взрослую» куклу Бильд Лилли с выраженной грудью и макияжем. Лилли стала популярной после войны в качестве одной из героинь комиксов газеты Bild Zeitung. Она была настоящим воплощением мужского взгляда: развязная девица без конкретного занятия и с минимальным количеством одежды, которую покупатели (в основном мужчины) снимали при первом же удобном случае.
История умалчивает, была ли Хэндлер осведомлена о сомнительной репутации Лилли, но она купила несколько кукол и увезла их с собой в США. С помощью инженера и дизайнера Джека Райана Рут создала собственную куклу, используя Бильд Лилли в качестве прототипа. Первая Барби, названная в честь дочери Хэндлер Барбары, увидела свет в 1959 году.
У нее были длинные ноги со ступнями, настоящая грудь (правда, без сосков, как у Лилли), хвостик с челкой, купальник в черно-белую полоску, и ее можно было приобрести в качестве блондинки или брюнетки на выбор. Но она была не похожа на свой европейский прототип: «родилась» на среднем Западе в выдуманном городе Уиллоу и работала моделью. В первый год Mantell продала около 350 000 кукол.