Символ империи: как чай стал причиной войн и самым важным напитком в мире
Чай ежедневно пьют около 84% населения Великобритании. Он считается национальным напитком в Турции, Китае и России и давно превратился в символ, который может многое рассказать об истории и политике стран, конфликтовавших и договаривавшихся между собой ради него. Историк Василий Легейдо объясняет, как чай влиял на судьбу империй и одновременно становился для миллионов людей символом уюта и умиротворения.
«Моего собеседника звали Хаджи Мухаммед. Он рассказал мне, что по всему Катаю они нашли способ использовать еще одно растение — вернее, его листья. Люди называют его чай-катай и выращивают его в регионе, который называется Сычуань. Здесь его широко используют и высоко оценивают. Они берут это растение в сушеном или свежем виде и кипятят в воде. Одна или две чашки этого отвара на пустой желудок избавляют от лихорадки, головной боли, боли в желудке, в боку или в суставах. Пить его следует настолько горячим, насколько вы можете вынести. Он также сказал, что чай помогает от ряда других недугов, названия которых у него не получилось вспомнить, но в их числе, по его словам, точно была подагра».
Так в 1559 году описывал разговор с персидским купцом секретарь венецианского Совета десяти, историк и географ Джованни Рамузио, в чьи обязанности входили сбор и документация информации, полученной от известных путешественников. Его записи считаются первым сохранившимся упоминанием чая в европейской литературе. К тому времени испанские колонисты уже открыли для жителей Старого Света какао — напиток, производимый из бобов, которые росли в Латинской Америке. Однако до распространения чая в Европе оставалось еще несколько десятилетий.
Едва ли кто-то из путешественников, знакомившихся с вкусом экзотического отвара в Катае, как называли Китай после экспедиций Марко Поло, предполагал, какое распространение этот напиток получит по всему миру, насколько важен он окажется для экономического благополучия государств и формирования культурной идентичности народов. Антрополог Кейт Фокс отмечает, что приготовление чая – это «идеальная замещающая деятельность», поскольку «всегда, когда англичанин чувствует себя неловко или некомфортно, он начинает заваривать чай».
Спустя более чем 300 лет после появления и распространения в Европе чай остается важным маркером социальных различий. По словам Кейт Фокс, самый крепкий чай обычно пьют представители рабочего класса, а чем более высокое положение в обществе занимает человек, тем более слабый чай он пьет. Такое же соотношение сохраняется при добавлении сахара: представители высших слоев чаще отказываются от подсластителя, а если человек добавляет в чашку две ложки сахара или больше, то его почти наверняка можно отнести к рабочему классу.
Важность чая можно резюмировать и статистически — это самый популярный напиток в мире после воды. В Британии, которая по относительным объемам потребления уступает только Турции и Ирландии, 84% населения ежедневно выпивает хотя бы одну чашку чая, а в год жители этого государства поглощают 60 млрд чашек. Миллионы людей из сотен стран не могут представить жизнь без чая — для них, как и для представителей многих поколений до них, этот отвар значит намного больше, чем лишь один из множества способов утолить жажду.
Как отвар из листьев стал популярен в Китае и оказался связан с буддизмом
По легенде, история чая началась в 2737 году до нашей эры, когда покровитель земледелия и медицины Шэнь-нун варил воду в саду и в кастрюлю случайно упал листок с росшего рядом дикого чайного дерева. Мудрецу так понравился вкус напитка, что он начал исследовать растение и узнал о его целебных свойствах.
Индийская версия открытия чая также прочно укоренилась в национальной мифологии: считается, что один из патриархов буддизма и основатель учения дзен Бодхидхарма, в 520 году покинувший Индию, чтобы проповедовать свои принципы в Китае, поклялся девять лет медитировать без сна в попытке достичь просветления. Надеясь отогнать сонливость, он вырвал себе веки и бросил их на землю. Легенда гласит, что на том самом месте выросло первое чайное дерево, которое символизировало жертву, принесенную Бодхидхармой.
Исследователи предполагают, что первые чайные кусты появились в китайской провинции Юньнань, а также в Тибете и на севере Индии. Напиток получил распространение при династии Лю в китайской империи Хань, которая существовала с 206 года до нашей эры до 220 года нашей эры. Примерно в 350 году растение начали специально разводить. К тому же периоду относятся первые источники, посвященные методам выращивания, обработки и приготовления чая.
Нормализовалось повседневное потребление чая среди разных категорий населения уже в VII-X веках в империи Тан. По всей стране начали появляться плантации, а торговля сушеными листьями, которые спрессовывали в брикеты, стала прибыльным бизнесом. Становлению чая в качестве национального напитка во многом способствовал буддистский монах, поэт и писатель Лу Юй, более 16 лет странствовавший по разным провинциям. За это время он подробно изучал способы употребления и свойства чая, которые затем описал в «Чайном каноне» — первом известном трактате на эту тему. Благодаря этому источнику в последующие годы все больше людей в Китае знакомились с техниками выращивания и приготовления чая.
Вокруг напитка начала формироваться культура, тесно связанная с буддизмом из-за принадлежности Лу Юя к этой религиозной традиции. Церемония употребления чая символизировала воплощение характерных для буддизма идеалов: гармонии, духовности, созерцательности. Монастыри и храмы, выступавшие важными социальными институтами, стали центрами развития чайной культуры. Буддисты выращивали чай, совершенствовали процесс заваривания, формировали принципы чайных церемоний, собирали, фиксировали и распространяли информацию о растении и напитке. Именно они сумели «одомашнить» чайное дерево, которое могло достигать шести метров в высоту, и превратили его в удобный для сбора листьев метровый куст.
В начале IX века китайский напиток завез в Японию буддист Сайте. Привезенные им семена положили начало культивации чая в этой стране. В XIII веке в Японии появились плантации, где брикеты начали производить в больших объемах и сделали более доступными для населения. Местные любители разработали свой способ употребления чая: в отличие от китайцев, которые обычно или заливали листья кипятком, или жевали, японцы измельчали листья до состояния порошка, заваривали и взбивали бамбуковым венчиком в специальной чашке-пиале. Подобный метод и сейчас используется в японских чайных церемониях, на которых обычно подается зеленый чай матча.