«Баба-Яга в каком-то смысле феминистка»: что русские сказки говорят нам о женщинах
Русский фольклор в большинстве своем патриархален и мизогинен — главная героиня ждет царевича, а сестры и мачеха ее изводят. Но если внимательно перечитать русские волшебные сказки, можно обнаружить героинь с активной жизненной позицией, которые ходят на войну, самостоятельно находят себе царевичей или вовсе не хотят замуж. О переосмыслении сказок Forbes Woman поговорил с их исследовательницей, кандидатом филологических наук Варварой Добровольской.
— Какие жизненные сценарии предлагает женщинам сказка? На первый взгляд кажется, что им отводится только патриархальная роль жены, «приза» для главного героя. А есть ли другие варианты?
— Сказка — часть традиционной культуры, которая транслирует соответствие норме как главную ценность. Норма для женщины — это примерная жена, добродетельная мать и хорошая хозяйка. И героини русских сказок в основном ей соответствуют, даже если это совсем безвольные, послушные женщины. Традиционно можно встретить четыре образа. Первый — царевна, которая ждет царевича, она самый пассивный и бездеятельный персонаж. Такая девушка сидит в высокой башне и ждет, когда герой на своем могучем коне до нее допрыгнет, она плачет, ожидая, когда ее съест страшный змей или безропотно позволяет себя увезти. Второй персонаж — дева-воительница, пожалуй, самый деятельный и самостоятельный тип героини, она полноправная хозяйка своей судьбы, равная мужчине во всем. Третья героиня — преданная жена или невеста героя: обычно много страдает (в научном дискурсе ее называют «невинногонимой героиней»). И есть негативные образы злых родственниц: мать, мачеха, сестра.
— А как же в эту «нормальную» патриархальную роль вписываются девушки с активной жизненной позицией — те же самые воительницы или искательницы?
— Возьмем, к примеру, девушку из сказки о Финисте Ясном Соколе. Марьюшка отправляется в путешествие в Тридевятое царство, чтобы найти любимого, который вынужден исчезнуть из ее жизни по вине злых и завистливых сестер героини. (Главная героиня износила «трое башмаков железных, трое посохов железных, трое колпаков железных», прежде чем вернуть себе жениха, — Forbes Woman). Это отклонение от нормы, однако в сказке оно оправдывается — все ради любви. Кстати, ее сестры, которые в сказке вставили ножи в окна и тем самым ранили Финиста, осуждаются: они мешают чужому счастью, так делать нельзя. В итоге героиня находит Финиста, они женятся, и Марьюшка возвращается к норме — становится примерной женой и хозяйкой.
То же самое обычно происходит и с воительницами. Вообще это «ненормально» для женщины — совершать подвиги, воевать. Но как только царевич побеждает героиню, все возвращается на круги своя, и женщина становится все той же прилежной хозяйкой. А если вдруг не сидится ей дома, и отправляется она снова делать свои богатырские дела, то обязательно происходит что-то плохое. Как в сказке о Марье Моревне: она идет на войну, Иван-царевич заглядывает в чулан, а там Кощей Бессмертный прикован. Иван дает ему три ведра воды, Кощей вырывается на свободу и похищает Марью Моревну. Приходится Ивану ее спасать.
— То есть для женщин есть сценарии, где они могут быть сильными — но при этом они все равно не должны уходить далеко от своей патриархальной роли?
— Женщине в русской сказке вроде разрешается быть сильной, но не сильнее главного героя-мужчины. Или она хотя бы должна быть достаточно умной, чтобы притворяться слабее. Иногда герой и героиня находятся на равных позициях, как в случае с воительницей, но если мужчина докажет, что он сильнее и умнее, то женщина вернется к своей «правильной» подчиненной позиции.