Елена Лукьянова
Генеральный директор компании «Магистраль северной столицы» руководит эксплуатацией одной из самых важных дорог Петербурга — Западного скоростного диаметра, который в 2023-м поставил рекорд по количеству поездок (71 млн!). В 2024-м команда Елены продолжает заниматься строительством Витебской развязки, которая соединит ЗСД и будущую Широтную магистраль на юге города, а сама она параллельно управляет обслуживанием трассы М-11 на участке от Петербурга до Новгорода.
В 2023-м ЗСД установил свой рекорд: по нему проехали 71 миллион раз. И это при том, что в Петербурге зарегистрировано 3 миллиона автомобилей! Как вам такие цифры?
Цифры действительно хорошие: мы видим, что ЗСД популярен у горожан — они им активно пользуются. И хотя год был сложный, но мы выполнили все KPI больше чем на 100 %. Не обошлось без оптимизации: как и многим, пришлось поработать над импортозамещением. Превентивно заменили на отечественное часть программного обеспечения, например, то, что отвечает за системы оплаты проезда. Дозакупили для М-11 технику в Китае, выбираем поставщиков для ЗСД. У нас внушительный автопарк — снегоуборщики, погрузчики, самосвалы — всего 120 машин, которые помогают содержать дорогу.
То есть импортозамещение — не проблема?
На самом деле я поддерживаю эти процессы: здорово помогать развитию наших производителей. Я работала в глобальных компаниях (от одной из первых и крупнейших в России инвестиционных групп ОФГ до транснационального Deutsche Bank), и раньше был тренд на перевод части функционала бизнеса в другие регионы и даже страны — перевозили разработчиков, производства. Но я относилась к этому скептически: считаю, мы должны предоставлять рабочие места и платить налоги там, где компания работает и зарабатывает. Если «Магистраль северной столицы» перевезет наш call-центр из Петербурга, все эти горожане останутся без работы! Другое дело, что пока наш производитель не всегда готов к тем объемам, которые к нему могут прийти. Есть хорошие разработки, идеи, но в мелочах порой видны недоделки — еще есть куда расти.
Какие удачные кейсы были в ваших поисках?
Мы провели серьезный отбор среди производителей транспондеров: нужно было найти гаджет, который будет доступным по цене и обеспечит надежную работу, в том числе интероперабельность. Это значит, что наши транспондеры универсальны, с ними вы можете путешествовать и по другим платным дорогам страны. Это — ЦКАД, Московский скоростной диаметр, автодороги М-11 «Нева», соединяющая Москву и Петербург, ведущая на юг страны М-4 «Дон», трассы М-3 «Украина», М-1 «Беларусь» и М-12 «Восток».
Кстати, кроме ЗСД, вы ведь управляете еще и участком трассы М-11 от Петербурга до Новгорода — скоростной автомагистрали, которая связывает Москву и Петербург.
Да, к 2019 году мы накопили серьезный опыт по эксплуатации платных дорог и решили добавить в свой «портфель» ряд функций по части М-11: уборку, ремонты, сбор платы. А в 2023-м оперативно подхватили за уходящими с рынка французскими партнерами то, что было в их зоне ответственности. Получилось сделать это бесшовно и незаметно для пользователей магистрали, а значит — правильно. Приятно, что нашу работу на М-11 ценят и коллеги из «Автодора», привозят к нам сотрудников из компаний, отвечающих за другие участки трассы, чтобы показать, как у нас все устроено.
А как все устроено?
У нас операционная компания: всегда есть чем позаниматься. Летом — сезонные работы: делаем генеральную уборку магистрали, устраняем колейность, обновляем шумозащитные экраны, наносим разметку. Осенью готовимся к зиме: запасаем песок и реагенты, готовим технику, чтобы не подвела. Самое главное — обеспечить такое содержание ЗСД, чтобы автомобилист в любую погоду мог безопасно проехать по нашей дороге с максимально разрешенной скоростью. И получить от поездки удовольствие.