Как собрать выставку-блокбастер в эпоху победивших нейросетей?

Правила жизниКультура

«Любая эмоция – это важно. Потому что искусство – всегда про эмоцию»

Главный редактор «Правил жизни» Трифон Бебутов обсудил с директором Третьяковской галереи Еленой Проничевой, как меняется музейная индустрия и как собрать выставку-блокбастер в эпоху победивших нейросетей.

Записал Трифон Бебутов

Трифон Бебутов: Мы с тобой познакомились десять лет назад в Еврейском музее. Все это время ты продолжала работать с музеями. И вот сейчас ты уже практически год находишься на позиции директора Третьяковской галереи. Когда ты впервые вошла в Третьяковку, в свой кабинет, что ты почувствовала?

Елена Проничева: Наверное, ничего. Я имею в виду, что это обычный рабочий момент. Назначение не происходит одним днем. Это длительный процесс, и ты успеваешь морально подготовиться к тому, что предстоит пройти определенный этап в своей работе.

– Можно ли сказать, что это самый ответственный этап за твою карьеру?

– Безусловно, он ответственный, но ответственность сопровождает тебя всегда, когда ты выходишь на новое место. Десять лет в Еврейском музее были для меня не менее ответственными, чем сегодня работа в Третьяковской галерее. Здесь совсем другая ценность и значимость коллекции, ее размер и состав. Это федеральный музей, один из крупнейших и наиболее значимых в нашей стране, и отвечать за принятые решения нужно будет и перед обществом, и перед государством. А в первую очередь – перед собой.

– Если бы человек, который ничего не знает про Третьяковку, спросил бы у тебя, что это за музей, ты бы как ответила?

– Для меня Третьяковская галерея – отражение русской души, связано это не только со спецификой и фондом галереи. Здесь собраны всем известные работы, о которых мы много читаем, много говорим, которые часто видим, любим и ценим. В чем отличие Третьяковской галереи от Русского музея? Музей создавался как государственная инициатива, а галерея пошла от человека, от личности. Профессиональная деятельность братьев Третьяковых была далека от искусства. Они купцы, промышленники, но они оставили после себя то, что мы сейчас называем национальным достоянием.

– Бизнесмены своего времени.

– Именно, и вместе с этим у них была любовь к искусству, стремление понять что-то новое. Буквально – осмыслить современное на тот момент искусство, сохранить его и передать потомкам. В чем здесь отличие от многих европейских традиций? Мы знаем, что перед смертью некоторые коллекционеры по ряду причин принимали решение о передаче своей коллекции тому или иному музею. Иногда это делали их наследники, но часто это происходило потому, что они были не в состоянии достойным образом содержать коллекцию, которая им досталась.

У нас совсем другая история. Галерея изначально была задумана публичной. Братья Третьяковы понимали, что коллекция должна стать общедоступной, и общественную ценность своей коллекции ставили выше личных интересов. Это вызывает уважение и, как мне кажется, раскрывает уникальность и широту русской души.

– Что значит быть сегодня директором Третьяковской галереи?

– Недавно Елизавета Лихачева в одном из интервью сказала, что директор музея сегодня мало чем отличается от директора завода. Это и фандрайзер, и бухгалтер, и сантехник, и все-все-все. Соглашусь, что в большей степени это работа управленческая. При этом я глубоко убеждена, что такие культурные институции, как Третьяковская галерея, абсолютно самодостаточны благодаря высочайшему профессионализму и квалификации своих сотрудников. В моем понимании, это удивительный, уникальный часовой механизм, где каждая деталь практически незаменима. Нельзя просто взять, что-то убрать и рассчитывать, что механизм и дальше будет точным и аккуратным. Моя задача – создавать условия для того, чтобы этот механизм работал именно как часы в реализации проектной и научно-исследовательской работы, издательской и просветительской деятельности и так далее. Обеспечивать бесперебойную работу этих часов – огромный труд. При этом наши посетители привыкли к качественным, масштабным, ярким проектам, и мы не можем не оправдать их ожиданий. Создавать такие проекты можно, только опираясь на огромный пласт исследовательской работы, которая ведется в галерее постоянно. Обеспечить возможность сотрудникам вести эту работу и реализовывать свой потенциал – еще одна очень важная задача директора.

– Ты говоришь об уже существующей инфраструктуре. Но появление новых пространств, помещений, филиалов музея – это тоже и административная, и хозяйственная деятельность.

– Конечно. Тут стоит сказать, что из федеральных музеев мы одними из первых проходим этот путь в том объеме, который предстоит нам в этом году. Последний раз чтото подобное происходило в 1985-м, если память не изменяет, когда здание на Крымском Валу стало частью Третьяковской галереи.

Нам нужно очень хорошо понимать, что мы будем представлять в наших филиалах. Между Калининградом и Владивостоком лежит вся наша страна. Это разные часовые пояса, разная специфика регионов, разные люди, и они ждут от галереи разного.

Перед нами стоит колоссальная задача, филиалы нужно придумать, организовать, обжить. Это же не только научно-исследовательский блок, здесь и управление, и эксплуатация, и охрана, и многое другое. Коллектив галереи сейчас сфокусирован на этой задаче, мы стараемся не просто открыть здания, но и оправдать ожидания жителей тех регионов, где мы открываемся.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Поднять китеж Поднять китеж

Чем в разные эпохи была сказка для людей, которые ее рисовали

Правила жизни
От «Мастера и Маргариты» до «Онегина»: удачные и провальные экранизации классики От «Мастера и Маргариты» до «Онегина»: удачные и провальные экранизации классики

Успешные и провальные случаи киноадаптаций больших книг

Правила жизни
Непрерывный торг Непрерывный торг

Решение Мосбиржи проводить торги в выходные вызвало неоднозначную реакцию

Монокль
Гибкий подход Гибкий подход

Яхты Aquitalia — это симбиоз итальянских традиций и китайского трудолюбия

Y Magazine
Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека» Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека»

Минувший год имеет шансы войти в историю как время взрывного роста нейросетей

РБК
«Они приходят к нам, когда у нас в глазах не видно боли. Но боль пришла» «Они приходят к нам, когда у нас в глазах не видно боли. Но боль пришла»

Собаки и кошки знаменитых поэтов и писателей

Караван историй
Юрий Олеша о «чувствах добрых» – и не очень Юрий Олеша о «чувствах добрых» – и не очень

Юрий Олеша – успешный писатель и человек трагической судьбы

Знание – сила
Театр начинается с вешалки Театр начинается с вешалки

Макар Михалкин — о Большом театре и балете

Men Today
Эрос, что тебе снится? Эрос, что тебе снится?

Почему в сексе нам часто не хватает реальности и мы пускаемся в фантазирование?

Psychologies
Кристина Кучеренко: «Я долго билась о дверь и выбила ее» Кристина Кучеренко: «Я долго билась о дверь и выбила ее»

Встал выбор: заниматься, несмотря на перелом, или уходить из балета

Коллекция. Караван историй
Ценное приложение: как поменялась мобильная разработка в России за последние 15 лет Ценное приложение: как поменялась мобильная разработка в России за последние 15 лет

Вехи развития отечественной мобильной разработки и что происходит с ней сегодня

Forbes
Каждому свое Каждому свое

Как решать конфликты с родителями, чтобы наладить расстроившиеся отношения

Лиза
Щедрость не порок Щедрость не порок

Растет число компаний, возобновляющих практику дивидендных выплат

Деньги
«Обогнать болезнь»: как объединить увлечение бегом и благотворительность «Обогнать болезнь»: как объединить увлечение бегом и благотворительность

Бывает, что бег перерастает в нечто большее, а именно — в желание помогать

РБК
Худеем вместе Худеем вместе

Сидеть на диете в одиночестве мужчинам скучно. Другое дело — худеть с женой

Лиза
«Кропотливый труд швей»: почему именно женщины занимаются монтажом в кино «Кропотливый труд швей»: почему именно женщины занимаются монтажом в кино

Мало кто знает, но именно женщины стоят у истоков монтажа в Голливуде

Forbes
«Материнский инстинкт»: как драма с Энн Хэтэуэй и Джессикой Честейн исследует горе «Материнский инстинкт»: как драма с Энн Хэтэуэй и Джессикой Честейн исследует горе

«Материнский инстинкт»: драма о том, как общество демонизирует горюющих женщин

Forbes
«Задача трех тел»: удивительная научная фантастика от создателей «Игры престолов» «Задача трех тел»: удивительная научная фантастика от создателей «Игры престолов»

Какой получилась англоязычная экранизация азиатской фантастики «Задача трех тел»

Forbes
«Заставить женщин рожать больше невозможно»: Екатерина Шульман о демографии «Заставить женщин рожать больше невозможно»: Екатерина Шульман о демографии

Почему нельзя изменить ситуацию, запрещая аборты и принуждая женщин рожать

Forbes
15 фильмов для тех, кому понравилась «Дюна» 15 фильмов для тех, кому понравилась «Дюна»

Что еще посмотреть, если двух кинолент «Дюна» Дени Вильнева вам не хватило

Maxim
101-летний долгожитель рассказал, как он добился своих целей в карьере, и поделился своим секретом долголетия 101-летний долгожитель рассказал, как он добился своих целей в карьере, и поделился своим секретом долголетия

101-летний Коэн рассказал, что за десятилетия усвоил ряд уроков долголетия

Inc.
Бояться или нет? 5 книг про искусственный интеллект Бояться или нет? 5 книг про искусственный интеллект

Кто прав и чего нам ждать от инноваций? Пять книг на актуальную тему

Maxim
«Пустые клеточки» таблицы Менделеева «Пустые клеточки» таблицы Менделеева

Откуда берутся новые химические элементы? Зачем расширять таблицу Менделеева?

Наука и жизнь
Татьяна Тылевич Татьяна Тылевич

Почему ИФЗ — это живое производство и как сделать фарфор модным

Собака.ru
На новой волне На новой волне

Почему так важна саморефлексия и как ее в себе прокачать

Лиза
Холодная красота «Дюны: часть вторая»: каким получился новый фильм Дени Вильнева Холодная красота «Дюны: часть вторая»: каким получился новый фильм Дени Вильнева

Как канадский режиссер Дени Вильнев продолжает сагу «Дюны» спустя три года

Правила жизни
Женщины в деле Женщины в деле

Бизнес – дело мужчин? Как бы не так!

Лиза
Страдает психика? Вот как творчество поможет преодолеть проблемы! Страдает психика? Вот как творчество поможет преодолеть проблемы!

Искусство может способствовать эмоциональному облегчению и самопониманию!

ТехИнсайдер
Как арестовывали Даниила Хармса. Отрывок из книги Как арестовывали Даниила Хармса. Отрывок из книги

Глава из книги «Даниил Хармс. Жизнь человека на ветру»

СНОБ
Чагын Генч, генеральный директор верфи Sirena Yachts Чагын Генч, генеральный директор верфи Sirena Yachts

Тренд на яхты с уютной домашней обстановкой будет жить еще долго

Y Magazine
Открыть в приложении