Как собрать выставку-блокбастер в эпоху победивших нейросетей?

Правила жизниКультура

«Любая эмоция – это важно. Потому что искусство – всегда про эмоцию»

Главный редактор «Правил жизни» Трифон Бебутов обсудил с директором Третьяковской галереи Еленой Проничевой, как меняется музейная индустрия и как собрать выставку-блокбастер в эпоху победивших нейросетей.

Записал Трифон Бебутов

Трифон Бебутов: Мы с тобой познакомились десять лет назад в Еврейском музее. Все это время ты продолжала работать с музеями. И вот сейчас ты уже практически год находишься на позиции директора Третьяковской галереи. Когда ты впервые вошла в Третьяковку, в свой кабинет, что ты почувствовала?

Елена Проничева: Наверное, ничего. Я имею в виду, что это обычный рабочий момент. Назначение не происходит одним днем. Это длительный процесс, и ты успеваешь морально подготовиться к тому, что предстоит пройти определенный этап в своей работе.

– Можно ли сказать, что это самый ответственный этап за твою карьеру?

– Безусловно, он ответственный, но ответственность сопровождает тебя всегда, когда ты выходишь на новое место. Десять лет в Еврейском музее были для меня не менее ответственными, чем сегодня работа в Третьяковской галерее. Здесь совсем другая ценность и значимость коллекции, ее размер и состав. Это федеральный музей, один из крупнейших и наиболее значимых в нашей стране, и отвечать за принятые решения нужно будет и перед обществом, и перед государством. А в первую очередь – перед собой.

– Если бы человек, который ничего не знает про Третьяковку, спросил бы у тебя, что это за музей, ты бы как ответила?

– Для меня Третьяковская галерея – отражение русской души, связано это не только со спецификой и фондом галереи. Здесь собраны всем известные работы, о которых мы много читаем, много говорим, которые часто видим, любим и ценим. В чем отличие Третьяковской галереи от Русского музея? Музей создавался как государственная инициатива, а галерея пошла от человека, от личности. Профессиональная деятельность братьев Третьяковых была далека от искусства. Они купцы, промышленники, но они оставили после себя то, что мы сейчас называем национальным достоянием.

– Бизнесмены своего времени.

– Именно, и вместе с этим у них была любовь к искусству, стремление понять что-то новое. Буквально – осмыслить современное на тот момент искусство, сохранить его и передать потомкам. В чем здесь отличие от многих европейских традиций? Мы знаем, что перед смертью некоторые коллекционеры по ряду причин принимали решение о передаче своей коллекции тому или иному музею. Иногда это делали их наследники, но часто это происходило потому, что они были не в состоянии достойным образом содержать коллекцию, которая им досталась.

У нас совсем другая история. Галерея изначально была задумана публичной. Братья Третьяковы понимали, что коллекция должна стать общедоступной, и общественную ценность своей коллекции ставили выше личных интересов. Это вызывает уважение и, как мне кажется, раскрывает уникальность и широту русской души.

– Что значит быть сегодня директором Третьяковской галереи?

– Недавно Елизавета Лихачева в одном из интервью сказала, что директор музея сегодня мало чем отличается от директора завода. Это и фандрайзер, и бухгалтер, и сантехник, и все-все-все. Соглашусь, что в большей степени это работа управленческая. При этом я глубоко убеждена, что такие культурные институции, как Третьяковская галерея, абсолютно самодостаточны благодаря высочайшему профессионализму и квалификации своих сотрудников. В моем понимании, это удивительный, уникальный часовой механизм, где каждая деталь практически незаменима. Нельзя просто взять, что-то убрать и рассчитывать, что механизм и дальше будет точным и аккуратным. Моя задача – создавать условия для того, чтобы этот механизм работал именно как часы в реализации проектной и научно-исследовательской работы, издательской и просветительской деятельности и так далее. Обеспечивать бесперебойную работу этих часов – огромный труд. При этом наши посетители привыкли к качественным, масштабным, ярким проектам, и мы не можем не оправдать их ожиданий. Создавать такие проекты можно, только опираясь на огромный пласт исследовательской работы, которая ведется в галерее постоянно. Обеспечить возможность сотрудникам вести эту работу и реализовывать свой потенциал – еще одна очень важная задача директора.

– Ты говоришь об уже существующей инфраструктуре. Но появление новых пространств, помещений, филиалов музея – это тоже и административная, и хозяйственная деятельность.

– Конечно. Тут стоит сказать, что из федеральных музеев мы одними из первых проходим этот путь в том объеме, который предстоит нам в этом году. Последний раз чтото подобное происходило в 1985-м, если память не изменяет, когда здание на Крымском Валу стало частью Третьяковской галереи.

Нам нужно очень хорошо понимать, что мы будем представлять в наших филиалах. Между Калининградом и Владивостоком лежит вся наша страна. Это разные часовые пояса, разная специфика регионов, разные люди, и они ждут от галереи разного.

Перед нами стоит колоссальная задача, филиалы нужно придумать, организовать, обжить. Это же не только научно-исследовательский блок, здесь и управление, и эксплуатация, и охрана, и многое другое. Коллектив галереи сейчас сфокусирован на этой задаче, мы стараемся не просто открыть здания, но и оправдать ожидания жителей тех регионов, где мы открываемся.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Голливуд на Волге Голливуд на Волге

Как и зачем Голливуд, «Мосфильм» и кинокомпании Европы снимали фильмы вместе

Правила жизни
Словарь электротехники Словарь электротехники

Гид по электрокарам

Men Today
Марина Федоровская: Как стать мамой себе. И зачем Марина Федоровская: Как стать мамой себе. И зачем

«Шапку не забыла?» Эти вопросы нам давно не задают. Напрасно. Они нужны и важны

Afternoon Seasons of life
Кокни пацана Кокни пацана

«Джентльмены»: образцовый Гай Ричи в восьми сериях

Weekend
15 мыслей Андрея Малахова 15 мыслей Андрея Малахова

Андрей Малахов о том, что часто остается за кадром

GQ
Сплошная экзотика Сплошная экзотика

Как оформить квартиру в модном этническом стиле

Лиза
«В России можно накапливать только рубль» «В России можно накапливать только рубль»

Как под воздействием санкций меняется валютный рынок?

Монокль
Хороший тон Хороший тон

Как добиться эффекта идеально гладкой сияющей кожи с помощью тональных средств

Лиза
Источники энергии Источники энергии

Кетогенная диета – система питания, придуманная почти сто лет назад

Добрые советы
Правила жизни Александра Ширвиндта Правила жизни Александра Ширвиндта

Правила жизни народного артиста России Александра Ширвиндта

Правила жизни
Любовный треугольник: почему все стороны мирятся с изменами Любовный треугольник: почему все стороны мирятся с изменами

Как любовный треугольник может быть удобен каждому из участников?

Psychologies
Что делать перед стиркой, чтобы одежда благоухала свежестью: 9 простых трюков Что делать перед стиркой, чтобы одежда благоухала свежестью: 9 простых трюков

Есть способы сделать одежду благоухающей без специальных средств!

VOICE
Подводный робот на колесах обработает подводные сооружения антикоррозионным составом Подводный робот на колесах обработает подводные сооружения антикоррозионным составом

Инженеры разработали подводный робот Crawfish

N+1
4 ошибки, которые не стоит совершать, узнав об измене 4 ошибки, которые не стоит совершать, узнав об измене

Ошибки, от которых необходимо воздержаться, узнав о неверности партнера

Psychologies
Петля затягивается: чем опасна новая уязвимость для проведения DDoS-атак Петля затягивается: чем опасна новая уязвимость для проведения DDoS-атак

Эксперты обнаружили новый вид атаки типа «отказ в обслуживании» (DDoS)

Forbes
«Заставить женщин рожать больше невозможно»: Екатерина Шульман о демографии «Заставить женщин рожать больше невозможно»: Екатерина Шульман о демографии

Почему нельзя изменить ситуацию, запрещая аборты и принуждая женщин рожать

Forbes
Алиса в стране несбывшихся надежд Алиса в стране несбывшихся надежд

«Нежный восток»: абсурдистское роуд-муви о попытке убежать от политики

Weekend
Что такое фаркоп. Нужно ли его регистрировать и как правильно оформить Что такое фаркоп. Нужно ли его регистрировать и как правильно оформить

Все о фаркопе: виды, правила установки, штрафы

РБК
Силиконовый остров Силиконовый остров

Как Тайвань стал главной мировой полупроводниковой державой

Деньги
Визит «дамы в черном». Как о депрессии говорят писатели Визит «дамы в черном». Как о депрессии говорят писатели

Тексты современных писателей, где депрессия стала самостоятельным героем

СНОБ
Что делать, если вы придаете значение праздникам и годовщинам, а ваш партнер — нет Что делать, если вы придаете значение праздникам и годовщинам, а ваш партнер — нет

Что происходит, если ваши с партнером взгляды на даты и годовщины расходятся?

Psychologies
Красавица сойка Красавица сойка

У нее рыжеватое оперение, черные крылья и хвост, а перья на плечах ярко-голубые

Знание – сила
У дуэли женское лицо У дуэли женское лицо

«Первая дуэль»: костюмная драма о фехтовальщиках и суфражистках

Weekend
Второе непришествие Второе непришествие

Обновленная Skoda Octavia – что осталось за кадром

Автопилот
Я — сноб: президент Российской федерации баскетбола Андрей Кириленко Я — сноб: президент Российской федерации баскетбола Андрей Кириленко

Баскетболист Андрей Кириленко о необходимости держать руку на пульсе

СНОБ
Зумеры в России мечтают о раннем браке и большой семье: почему для них это важно Зумеры в России мечтают о раннем браке и большой семье: почему для них это важно

Почему одна из главных ценностей зумеров — создание собственной семьи?

Psychologies
Простые способы сохранить зелень свежей в холодильнике Простые способы сохранить зелень свежей в холодильнике

Эффективные способы продлить свежесть зелени

ТехИнсайдер
5 аббревиатур-диагнозов (ПРЛ, СДВГ, РАС, КПТСР, БАР): как с ними жить и чем лечить 5 аббревиатур-диагнозов (ПРЛ, СДВГ, РАС, КПТСР, БАР): как с ними жить и чем лечить

Самые частые аббревиатуры: что это за расстройства и как с ними жить

Psychologies
«Пыльный котел»: экологическая катастрофа 1930-х годов, которая перевернула жизнь США «Пыльный котел»: экологическая катастрофа 1930-х годов, которая перевернула жизнь США

Одна из масштабных экологических катастроф пронеслась по Америке в 1930-х годах

ТехИнсайдер
Вне моды Вне моды

Blue Jeans — одна из самых сложных суперъяхт верфи Van der Valk

Y Magazine
Открыть в приложении