Перевернутая Сибирь
По преданию, Петр Первый экзаменовал своих бояр по географии, пользуясь Большой картой Сибири, висевшей у него в кабинете. Выполнил ее боярский сын Семен Ремезов. Это была первая и настолько подробная карта области, что глава Сибирского приказа, пытавшийся переправить карту в Европу, чуть не лишился головы.
К арту создали в 1698 году. Ориентированная с юга на север, в отличие от европейских карт, привычных Петру и выпускникам его Навигацкой школы, она требовала определенной подготовки и остроты мысли.
Следы Александра Македонского
Первые российские карты были, скорее, чертежами, так их тогда и называли. Градусной сетки на них не имелось, да и математические пропорции изображенных территорий не вполне соответствовали действительности. Масштаб от центра к краям довольно заметно искажался. Составитель карты рисовал местность с позиции наблюдателя, находящегося в центре, а потому все объекты, расположенные ближе к середине, выглядят крупнее, чем находящиеся у краев. На качество эта особенность, однако, не влияла.
Характер местности на карте Ремезова отображен настолько наглядно, что даже в ХХ веке туристы-байдарочники использовали ее для уточнения маршрутов – советские крупномасштабные карты из соображений безопасности делали не слишком точными, а на старинном чертеже были дотошно нарисованы все реки и речушки, по которым можно было сориентироваться. Собственно, так и выглядела естественная сетка ремезовских чертежей: в меридиональном направлении шли реки, в широтном – дороги, которые боярский сын тоже тщательно нанес на карту.
Степь, леса, горные хребты, различные волости и города – здесь есть вся необходимая информация. Некоторые детали, на первый взгляд, могут показаться странными и ненужными, однако они весьма показательны. Например, пометка в устье Амура гласит, что «до сего места Александр Македонский доходил, ружье спрятал, колокол оставил». Казалось бы, на карте подобные псевдоисторические откровения неуместны, однако тут есть свой резон.