О новых подходах в режиссуре экспозиций и чего ждать от «Манежа» дальше

Собака.ruБизнес

Анна Ялова

Текст: Олеся Пушкина. Фото: Елена Резвова

Тренч USHATAVA, платье и сапоги LOVE REPUBLIC

Выпускница СПбГУ по специальности «музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и экс-журналист, уже год как приняла руководство ЦВЗ «Манеж», убрав приставку «зам-» от должности «директор». Но стратегией и фандрайзингом дело не ограничивается: Анна — автор концепций проектов «Первая позиция. Русский балет» и «Город-герой Ленинград», ставших самыми посещаемыми за всю историю главной выставочной площадки Петербурга (у «Балета» — всего 176 000 зрителей, а у «Ленинграда» — 50 000 в первый же месяц — и это абсолютный рекорд!).

Выставка «Город-герой Ленинград» — очень лаконичная по архитектуре и очень эмоциональная по содержанию. Такое торжественное и историческое название родилось сразу?

Мы были уверены: проект должен называться только так, и никак иначе. Именно Ленинград — главное действующее лицо экспозиции, это рассказ про подвиг города и подвиг горожан. Мы подготовили аудиоспектакль — зритель идет по выставке, а его сопровождают голоса пяти ленинградцев (их озвучили Нина Усатова, Тихон Жизневский, Сергей Мардарь, Евгения Фадеева и Ярослав Грабельный!) — и это социальный срез жителей осажденного города: женщины, дети, представители творческой и научной интеллигенции, члены их семей. Мы знаем, что блокада — это голод, холод, страх и смерть. Нашей выставкой мы хотели показать, почему Ленинград не удалось сломить — ведь даже в это страшное время ленинградцы находили в себе силы работать, противостоять врагу, верить, творить, любить.

Звучит как задача из высшей математики.

Да, и мы сделали выставку очень быстро — за девять месяцев. Для такого большого проекта — сроки минимальные: 4 000 квадратных метров, больше 600 предметов, в ней участвуют 50 музеев, архивов, библиотек и частных коллекционеров.

А началось все в апреле 2023-го: вместе с председателем комитета по культуре Санкт-Петербурга Федором Болтиным мы думали о выставке, которая показала бы жизнь осажденного города, сохранение его культурного и архитектурного наследия, мужество ленинградцев. Так родилась концепция: сопричастность, сочувствие — вот что самое важное. Только через эмоциональное сопереживание рождается понимание истории: мы решили, что необходимо рассказать не только факты о блокаде, но помочь зрителю прочувствовать, что пережили и испытали жители блокадного города.

Срежиссировать эмоции на выставке — как вы собирались с этим работать?

Я обратилась к тому, кто умеет соединять эмоции и информацию в высшей степени профессионально — к художественному руководителю Александринского театра Валерию Фокину. «Знаю человека, который точно справится с этой сложнейшей задачей», — сказал Валерий Владимирович, и режиссером проекта стал Антон Оконешников. Я пришла на спектакль Антона «Двенадцать», была впечатлена именно режиссерской работой, а после мы долго разговаривали о блокаде, и стало понятно: у нас схожее представление о том, каким должен стать «Город-герой Ленинград».

Вскоре к нашей команде присоединились театральный художник Анастасия Юдина, архитектор Петр Толпин и драматург Анастасия Букреева (именно она работала с историческими дневниками блокадников и прописывала характеры персонажей для аудиогида!). Кроме того, над выставкой трудилась очень серьезная команда научных консультантов, а возглавил ее Никита Андреевич Ломагин — один из самый авторитетных историков блокады. И с ним мы сверяли буквально каждый наш шаг!

Например, мы хотели показать, как в блокаду работали рынки, но Никита Андреевич сказал: «Нет, ребята, все было совсем не так, как сейчас». Рынки того времени — это не торговые ряды, а стена с объявлениями. Например. «Обменяю на крупу и хлеб: 1) Санки детские (з-д. Кр. Знамя), 2) Шапка жен. чернобурая лисица, 3) Кухонный столик». Или: «За эвакуацию из Ленинграда за одного человека любым способом даю рояль “Шредера”». Узнав это, Анастасия Юдина предложила ход с инсталляцией: груда сложенной друг на друга мебели, а обратная сторона — стена с текстами подлинных объявлений того времени. Конечно, выставка — это художественное осмысление, но быть исторически корректными с фактами для нас было принципиально важно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ксюша Прихотько Ксюша Прихотько

Фэшн-нимфа и филолог Ксюша Прихотько шутит про интеллигентность и раздает стиль

Собака.ru
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ): что это такое, как работает Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ): что это такое, как работает

ДПДЗ прямым образом влияет на работу мотора. Как его проверить?

РБК
Когда рук не хватает Когда рук не хватает

Мировой путь автоматизации производства

Эксперт
«Улыбающиеся твари»: что это за игрушки и стоит ли бояться взрослым «Улыбающиеся твари»: что это за игрушки и стоит ли бояться взрослым

Есть ли в Smiling critters опасность для ребенка и что в них привлекательного

Psychologies
Червивое яблоко Червивое яблоко

Все оказалось просто. Иллюзорно просто. И это усыпило внимание большинства

Правила жизни
Катастрофическое вымышленное Катастрофическое вымышленное

«Предчувствие»: Бертран Бонелло объясняет, что такое тревога

Weekend
Парящий гигант Парящий гигант

Могло ли какое-то живое существо стать прототипом летающего гиганта, птицы Рух?

Вокруг света
Гибкий подход Гибкий подход

Яхты Aquitalia — это симбиоз итальянских традиций и китайского трудолюбия

Y Magazine
Какой же вы интеллектуал с чувством юмора, если не знаете эти 14 цитат советского гения смешного Аркадия Аверченко! Какой же вы интеллектуал с чувством юмора, если не знаете эти 14 цитат советского гения смешного Аркадия Аверченко!

Каждый интеллектуал с чувством юмора обязан знать эти цитаты Аркадия Аверченко

Maxim
Анн-Гаэль Юон: «Пока меня зовет Париж» Анн-Гаэль Юон: «Пока меня зовет Париж»

О том, где Анн-Гаэль Юон черпает вдохновение и об искусственном интеллекте

Grazia
Удар в спину Удар в спину

Случается, что в трудный час подводят те, кому больше всего доверял: истории

Лиза
Financial Times рассказала о «современном рабстве» в «Опус Деи». Католическая организация принуждает девочек трудиться бесплатно Financial Times рассказала о «современном рабстве» в «Опус Деи». Католическая организация принуждает девочек трудиться бесплатно

Современная католическая организация «Опус Деи» буквально использует рабство

Правила жизни
Способность птиц решать головоломки с едой связали с размером мозга и инновационным поведением Способность птиц решать головоломки с едой связали с размером мозга и инновационным поведением

Птицы, лучше решающие головоломки с едой, имеют более крупный мозг

N+1
5 книг, в которых герои пускаются в рискованные авантюры 5 книг, в которых герои пускаются в рискованные авантюры

Интриги и преступления, страсть и предательство — все это найдется в этих книгах

Maxim
Женские таблетки Женские таблетки

Противозачаточные средства: свойства, не связанные с контрацепцией

Лиза
«Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX века «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX века

Премьера спектакля Евгения Каменьковича по пьесе Николая Гоголя

Монокль
Глава из дебютного романа Светланы Тюльбашевой «Лес» Глава из дебютного романа Светланы Тюльбашевой «Лес»

Роман о кошмарах, которые скрываются не только в темных северных лесах

СНОБ
9 трендов в уборке, которые стоит попробовать в этом году: мнение профессиональных клинеров 9 трендов в уборке, которые стоит попробовать в этом году: мнение профессиональных клинеров

Что сейчас считается трендом в области наведения порядка и чистоты в доме?

VOICE
Похороны Хрущёва Похороны Хрущёва

Отрывок, описывающий похороны опального политика Никиты Хрущёва

Дилетант
Миры робинзонады Миры робинзонады

Авторы романов-робинзонад отправляли своих героев на уже известные острова

Вокруг света
Все альбомы Metallica от худшего к лучшему Все альбомы Metallica от худшего к лучшему

Падения и взлеты легендарной Metallica

Maxim
Ностальгический алкоголь: почему коктейли в банках снова стали популярны Ностальгический алкоголь: почему коктейли в банках снова стали популярны

Популярность сладкого алкоголя: шлейф барной культуры или борьба со стрессом?

Forbes
Красный рынок: как в СССР распродавали частные коллекции и собрание Эрмитажа Красный рынок: как в СССР распродавали частные коллекции и собрание Эрмитажа

Исторический триллер на стыке политики, черного рынка и искусства

Правила жизни
Кристина Кучеренко: «Я долго билась о дверь и выбила ее» Кристина Кучеренко: «Я долго билась о дверь и выбила ее»

Встал выбор: заниматься, несмотря на перелом, или уходить из балета

Коллекция. Караван историй
Как почистить ванну, не напрягая спину: 2 отличных способа, экономящих твои силы Как почистить ванну, не напрягая спину: 2 отличных способа, экономящих твои силы

Удобные методы очистки ванны, после которых не устает спина

VOICE
Правила жизни Андрея Миронова Правила жизни Андрея Миронова

Актер умер 16 августа 1987 года в возрасте 46 лет в Риге, Латвия.

Правила жизни
Иерусалим 2000 лет назад Иерусалим 2000 лет назад

Иерусалим две тысячи лет назад был для иудеев местом всеобщего паломничества

Знание – сила
По разным канонам По разным канонам

Фантазия на тему усадьбы с винтажной мебелью и отделкой конца XIX в.

Идеи Вашего Дома
Гроздья монет: как Uzum стал первым «единорогом» в Узбекистане Гроздья монет: как Uzum стал первым «единорогом» в Узбекистане

Как узбекистанский Uzum добился инвестиций в размере более $100 млн

Forbes
Ожирение — не болезнь? Ожирение — не болезнь?

К каким последствиям может привести лишний вес

Караван историй
Открыть в приложении