Что нам рассказали продавцы китайских машин на батарейках

АвтопилотАвто

Проводники электричества

Что нам рассказали продавцы китайских машин на батарейках

Александр Янковский. Фото Александра Казакова, Дмитрия Лебедева и Эмина Джафарова

В воздухе пахнет грозой. Он уже буквально пронизан электричеством. Напряжение растет. Их вокруг все больше. Но это не о том, о чем вы подумали. О чем бы вы ни подумали.

Шестнадцать с половиной тысяч – столько, по официальной статистике, было в России электромобилей на начало этого года. И слово «начало» тут как нельзя кстати. Потому что до сих пор «электрички» российской прописки – это было море, условно говоря, подержанных праворульных Nissan Leaf. Плюс залив приехавших из США Tesla. И все разбавлено каплей официально продающихся в стране электрических Audi, Jaguar и Porsche. Но сегодня в это море вливается электромобильная река из Китая.

«В Европе теперь играют на электричестве», – говорил герой фильма «Мимино», но информация безнадежно устарела. Китай – вот новый мировой лидер электромобильного порядка. И мало кто в России пока, кроме специалистов и энтузиастов, представляет, как выглядят и на что способны эти «новые китайцы». Неспроста они становятся донорами будущих российских электромобильных брендов, как бы те ни назывались – Evolute или «Москвич».

Но есть люди, которые силу китайского электроавтопрома почувствовали буквально на себе. Три человека: инженер, психолог, специалист по автосервису. Но это в прошлом, сегодня они ввозят в Россию и продают электромобили из Китая.

«Серые» дилеры? Формально – да, дилеры. Но серые? Скорее, яркие. В их рассказах живет и дышит дух свободного предпринимательства. Прямо как когда-то в те самые девяностые. И точно так же, как было тогда, никаких корпоративных удавок, никаких «пришлите сначала вопросы», «направьте запрос в пресс-службу». Все это придет позже. Возможно. А пока что – прямое общение, живые интонации, откровенные истории. Читайте.

«Работает вау-эффект»

Максим Баранов, учредитель компании Autoelectro, 43 года, образование – военный инженер. Импортом китайских электромобилей занимается четыре года, из них в России – два. Общее количество поставленных машин – более 200. Ездит на Volkswagen ID6 Crozz.

В 2019 году я был в деловой поездке в Китае, где много ездил на такси. И обратил внимание, что почти все китайские такси – либо электромобили, либо гибриды. Мне как инженеру стало интересно. Я начал через переводчика расспрашивать таксиста об особенностях эксплуатации, его впечатлениях от машины. А когда в торговом центре в городе Нинбо увидел электрический кроссовер Nio ES8, «завис» возле него минут на сорок. Облазил его весь, заглянул в каждый бардачок, оценил качество интерьера, сборки, подгонки деталей. И понял две вещи. Первая: китайский автопром, особенно для внутреннего рынка, уже совсем не тот, каким у нас привыкли его считать. И вторая: электромобили уже не экзотика, а повседневный транспорт. Я спросил гида: «Как мне китайский электромобиль купить и вывезти за рубеж?» Ответ был коротким: «Никак». Китай тогда насыщал внутренний рынок.

Но уже скоро начали появляться первые лазейки. У меня уже десять лет был свой бизнес: я занимался вопросами таможенного оформления, импортировал из Японии мотоциклы и банковское оборудование, так что кое-какой опыт внешнеэкономической деятельности имелся. Был куплен «пробничек», Changan EV360, что-то вроде электрического Hyundai Getz, мы его в шутку называли продуктовой тележкой с электромотором, – и отправлен в одну из стран СНГ, самую развитую в плане электротранспорта и с наиболее либеральным законодательством по его таможенному оформлению. Тут как раз ковид вмешался, пришлось поволноваться. Но это была сознательная авантюра, машина выбиралась по принципу «не жалко потерять». В итоге все получилось.

В России сначала тоже был тест. Я себе и нескольким друзьям заказал в Китае по электромобилю и отправил разными каналами. Через Белоруссию, Казахстан, напрямую через Владивосток – тут мы, скромничать не буду, были первыми, кому это удалось сделать. Когда успешная проба пера прошла, было решено ставить все на коммерческие рельсы.

В процессе поисков канала ввоза я познакомился с коллегами, которые ввозили и сейчас ввозят Tesla, у них площадка в районе Водного стадиона. Мы решили объединить усилия. Ведь не все, кто хочет электромобиль, могут позволить себе Tesla. Да и не все ее хотят. Кто-то хочет что-то другое, по более демократичной цене. Начали вести блог на Drive2.ru, телеграм-канал. Но вообще этот рынок новый и довольно тесный, помогло «сарафанное радио».

Работает прежде всего вау-эффект. После первой же поездки за рулем электромобиля человек в большинстве случаев понимает, нужен он ему или нет. Многим очень хочется электромобиль, но страшно. Как его заряжать, где обслуживать и чинить, и вообще как им пользоваться? С этими страхами приходится работать и постоянно учиться. Хотя сегодня, в эпоху интернета, многие уже, как правило, довольно подкованы. Если, конечно, ютуб-блогеров не насмотрятся. Один из которых хорошо так побуксовал на электромобиле в снегу, порвал чашку дифференциала, и понеслось: а-а-а! электромобили ненадежны! А что вы хотели, упорно буксуя в снегу на машине с мощным мотором, где крутящий момент уже с нуля оборотов? Естественно, дифференциал перегревается и выходит из строя.

Мы предпочитаем продавать электромобили из наличия. Я потенциальным клиентам всегда говорю: если хотите заказать, учтите, что это риски. Когда машина стоит на площадке, у вас таких рисков нет – оформили договор купли-продажи и спокойно уехали. Мы уже все проходили: карантин, беспорядки в Казахстане, через который машины едут в Россию. У тебя машины стоят в Алма-Ате, а связи никакой нет… Вокруг Новый год, и надо вроде праздновать и радоваться, а у тебя добавляются седые волосы. Так себе удовольствие.

Всех потенциальных клиентов я бы разделил на три типа. Есть «староверы». Это те, кто сразу спросят: где ваш салон? Где два-три этажа из стекла и бетона? Красивая блондинка на входе? И это чаще всего не наши клиенты. Они не понимают, что все это «великолепие» они же и оплачивают.

Есть «новаторы». Они хотят быть на острие прогресса, при этом привыкли к современным методикам продаж и понимают, что все уходит в онлайн. А цепочка и, что важно, наценка от производителя до клиента максимально сокращаются. «Новаторам» хочется автомобиль с вауэффектом. Tesla – это уже скучно, избито, и потом, подавляющее большинство Tesla ввозятся в Россию битыми и восстановленными. А «новатор» на битой машине ездить не хочет, это минус к безопасности. Что еще? «Новатору» своя зарядка не нужна, ему до общественной доехать и там постоять – не проблема, он открывает ноутбук и, пока машина заряжается, сидит и работает, я такую картину видел не раз и не два. Для него машина – мобильный офис.

И есть «консерваторы». Возраст – 40+, 50+. Они понимают, что стоимость владения электромобилем сегодня – наиболее сильная его сторона. В Москве и Подмосковье нет транспортного налога, бесплатная парковка, есть бесплатные зарядки. «Консерватор» обычно живет в частном доме, либо у него свое место с зарядкой на подземной парковке в жилом комплексе или офисе. Он, как правило, выбирает электромобиль, который будет максимально похож на автомобиль с ДВС – по архитектуре салона, по экстерьеру.

Но бывают клиенты с абсолютно нестандартным подходом. Помню случай, один приехал на дорогом немецком автомобиле. Походил, посмотрел и в итоге выбрал что-то вроде электрической Nissan Almera. И на мой немой вопрос «для чего такой дауншифтинг?» ответил: «А это пробник. Покатаюсь полгода вокруг дома, если понравится – приду к вам за чем-то более приличным».

Сейчас я езжу на Volkswagen ID6. Но уже его продаю. Мне интересно машину раз в полгода менять, пробовать новое. То, что продаешь, нужно поэксплуатировать, понять особенности. Зарабатывать надо с удовольствием, продавать – то, что нравится самому. Просто, извините, впарить машину клиенту, а потом вслед ему перекреститься и подумать: «Век бы тебя не видеть» – не то, чем хотелось бы заниматься.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чистокровный Чистокровный

Чистокровный люксовый кроссовер

Автопилот
Искусство покупать: самые крупные продажи за всю историю ярмарки Cosmoscow Искусство покупать: самые крупные продажи за всю историю ярмарки Cosmoscow

Топ-продажи ярмарки современного искусства Cosmoscow прошлых лет

Forbes
Бескишечные морские черви, нефть, газ и жизнь на других планетах Бескишечные морские черви, нефть, газ и жизнь на других планетах

Морису Коллери опубликовал статью со строением этих весьма необычных существ...

Наука и жизнь
Без конца и края Без конца и края

Алиса Скальская устраивает ужины, ломащие представления о самом привычном

Seasons of life
Нюстальгия Нюстальгия

Все мы видели фотографии Давида Дубницкого, но не знали его по имени

Maxim
Располнела, подурнела и скатилась до порнофильмов: как жестоко обошлась судьба с Располнела, подурнела и скатилась до порнофильмов: как жестоко обошлась судьба с

Она состарилась, пытаясь остаться в амплуа сексуальной кошечки

VOICE
8 модных приемов для женщин, которые помогут выглядеть современнее и моложе 8 модных приемов для женщин, которые помогут выглядеть современнее и моложе

Несколько нехитрых приемов, которые помогут скинуть пяток-другой лет

Лиза
Книги об искусственном интеллекте: что почитать о роботах, которым не чужды эмоции и чувства Книги об искусственном интеллекте: что почитать о роботах, которым не чужды эмоции и чувства

Книги, в центре сюжета которых роботы, испытывающие эмоции

ТехИнсайдер
Наивные или гениальные? Наивные или гениальные?

Что такое синдром Аспергера и в чем его особенности

Лиза
9 философских принципов из книг, которые не дают упасть духом и помогают жить 9 философских принципов из книг, которые не дают упасть духом и помогают жить

Девять книг, которые познакомят вас с самыми важными философскими учениями

ТехИнсайдер
По книжным и барам: подбираем лучшие книжно-алкогольные сочетания По книжным и барам: подбираем лучшие книжно-алкогольные сочетания

Художественная литература и алкоголь, который её изысканно дополнит

Maxim
Часы Часы

Времена меняются так стремительно, что часы бьют рекорды один за другим

Robb Report
Диагноз по голосу Диагноз по голосу

Удивительно, но факт: по голосу можно понять о человеке почти всё

Лиза
Не просто рутина, а искусство: как превратить бритье в хобби Не просто рутина, а искусство: как превратить бритье в хобби

Как правильно бриться и как превратить это занятие в настоящее искусство

ТехИнсайдер
Восставший со дна: взлеты и падения Майка Тайсона в мини-сериале «Майк» Восставший со дна: взлеты и падения Майка Тайсона в мини-сериале «Майк»

Удалось ли Крэйгу Гиллеспи снять действительно увлекательный байопик о Тайсоне?

Forbes
Обсудим наши условия: восемь женщин-дипломатов Обсудим наши условия: восемь женщин-дипломатов

Восемь женщин, которые стремились сделать международные отношения лучше

Forbes
Секс в семье с маленькими детьми: 3 правила для родителей Секс в семье с маленькими детьми: 3 правила для родителей

Секс в паре должен быть независимо от того, есть ли у вас дети или нет

Psychologies
Кашель проходит через пару дней: лучшие домашние ингаляции, которые рекомендуют врачи Кашель проходит через пару дней: лучшие домашние ингаляции, которые рекомендуют врачи

Над чем бы подышать, чтобы выздороветь?

ТехИнсайдер
Как смотреть «Июльский дождь» Хуциева Как смотреть «Июльский дождь» Хуциева

Что важно знать об эпохе оттепели и о темах, которые волновали Марлена Хуциева

Культура.РФ
5 нездоровых шаблонов мышления и чем их заменить 5 нездоровых шаблонов мышления и чем их заменить

Зачастую причина эмоциональной нестабильности в нездоровых шаблонах мышления

Psychologies
Калуга: Город мастеров Калуга: Город мастеров

С одной стороны – космос и технологии, с другой – ремесла и сохранение традиций

Лиза
Как отформатировать жесткий диск несколькими способами Как отформатировать жесткий диск несколькими способами

Что делать, если нужно отформатировать жесткий диск?

CHIP
Езда на горящем велосипеде: как устроено современное материнство Езда на горящем велосипеде: как устроено современное материнство

Как реагировать на то, что в саду все девочки всегда снежинки

Forbes
Секс как форма внутренней дисциплины Секс как форма внутренней дисциплины

Зачем нужны два пола?

СНОБ
Можно ли изменить мужчину и стоит ли тратить на это время и силы? Можно ли изменить мужчину и стоит ли тратить на это время и силы?

Какие сюрпризы ждут нас на пути апгрейда и реновации живого человека?

VOICE
Как пребывание в космосе изменяет тело человека и с какими трудностями столкнутся будущие колонисты Марса Как пребывание в космосе изменяет тело человека и с какими трудностями столкнутся будущие колонисты Марса

Какие нагрузки окажет на человеческое тело Красная планета?

ТехИнсайдер
Истории из жизни исландской деревни в романе Йона Стефанссона «Летний свет, а затем наступает ночь» Истории из жизни исландской деревни в романе Йона Стефанссона «Летний свет, а затем наступает ночь»

Отрывок из глубокого и ироничного романа Йона Кальмана Стефанссона

СНОБ
Ученые смогли получить «расписание» турбулентности: теперь самолеты смогут летать спокойно Ученые смогли получить «расписание» турбулентности: теперь самолеты смогут летать спокойно

Турбулентность — вещь случайная или нет?

ТехИнсайдер
У иммунных клеток нашли механизм теломерного донорства У иммунных клеток нашли механизм теломерного донорства

Антигенпрезентирующие клетки способны продлить жизнь Т-лимфоцитов

N+1
«Я не умею чувствовать и не понимаю эмоций других»: как живут с алекситимией «Я не умею чувствовать и не понимаю эмоций других»: как живут с алекситимией

Алекситимия — неспособность распознавать чужие и собственные чувства

Psychologies
Открыть в приложении