В рамках проекта «Издательницы» Forbes Woman поговорил с Ириной Прохоровой

ForbesРепортаж

Ирина Прохорова — Forbes: «Для женщин книгоиздание было социальным лифтом»

Наталья Ломыкина

Ирина Прохорова (Фото: из личного архива)

В феврале 2022 года у издателей в России в один момент разрушились связи с зарубежными бизнес-партнерами, авторами книг и даже поставщиками бумаги. Но участники рынка все же выжили, а некоторые сумели выйти на новый уровень. В рамках нового редакционного спецпроекта «Издательницы» Forbes Woman поговорил с руководительницами крупнейших издательств о том, как они пришли в профессию и как работают в новых условиях. Первая героиня цикла — Ирина Прохорова, главный редактор «Нового литературного обозрения» (НЛО).

В феврале 2022 года российским издательствам пришлось серьезно пересматривать все стратегии, наработанные десятилетиями. Крупнейшие западные партнеры перестали продавать им права на новые книги, отозвали разрешение на распространение цифровых материалов, прекратили любое другое сотрудничество.

Бизнес нес убытки из-за скачков курсов валют, санкций против российской банковской системы и ответных мер российского правительства, которое ввело сложный механизм авторизации для платежей в «недружественные» страны. «Для меня принципиально, что бы ни случилось, платить роялти авторам, и это стало огромной проблемой: заплатить за книгу, за проданный тираж, за новый», — говорит основательница издательского дома «Поляндрия» Дарина Якунина.

Отключение России от международных карточных систем осложнило работу сервисов цифрового контента — рынок электронных книг в 2022 году впервые за историю своего существования не продемонстрировал роста. Уход Visa, Mastercard и PayPal привел к значительному падению продаж книг во всех форматах, еще большим ударом стал отказ от работы с контрагентами платежных сервисов Apple и Google.

Кроме того, из-за санкций российские издатели лишились возможности печатать книги на европейской, прежде всего финской, светлой бумаге, а типографии оказались без запасов красок, пленки, лака, картона для переплетов и запчастей для печатных машин. Крупнейшие ярмарки объявили об отказе сотрудничать с российскими официальными структурами. Однако разобраться с техническими проблемами оказалось проще, чем со сложностями, связанными с государственным контролем за содержанием книг.

Законы, признающие «международное движение ЛГБТ» экстремистским и расплывчато формулирующие, что является нарушением, но предусматривают серьезные штрафы вплоть до прекращения деятельности, постоянно обновляемый список иноагентов, в котором становится все больше писателей, готовность книжных магазинов и библиотек изымать книги из продажи, не дожидаясь принятия законов, для издателей означает не только сокращение ассортимента, но и значительное увеличение рисков для уже выпущенных книг, которые, возможно, придется изъять из продажи.

Независимое книгоиздание, публикующее книги на смелые, остросоциальные, политические темы, оказалось во время текущего кризиса в зоне наибольшего риска, во-первых, из-за своей «бутиковости» (у них меньше обороты и выручка), а во-вторых, из-за нависшей цензуры. И так сложилось, что у независимого книгоиздания в России в основном именно женское лицо: когда-то, в 1990-х, в этот бизнес пришли увлеченные читательницы, которые искали книги для себя или своих детей.

В рамках проекта «Издательницы» Forbes Woman поговорил с Ириной Прохоровой — литературоведом, кандидатом филологических наук и главой издательства «Новое литературное обозрение».

Она окончила филологический факультет МГУ, работала на телевидении, со второй половины 1980-х годов — редактор в журнале «Литературное обозрение». В 1992 году основала журнал «Новое литературное обозрение» и возглавила одноименное издательство. В 2003 году стала лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства — за издаваемый журнал. В 2012-м была доверенным лицом своего брата Михаила Прохорова на президентских выборах. В декабре 2013 года была избрана руководителем Федерального гражданского комитета партии «Гражданская платформа», в марте 2015-го покинула эту партию.

Основанное ею издательство выпускает три академических журнала и свыше 100 книг ежегодно, проводит научные конференции и ведет просветительскую деятельность.

— Как все начиналось в 1992 году? Как вы открывали гуманитарный журнал и как потом появилось издательство?

— Конечно, человек, создающий какую-то институцию, хорошо помнит самое начало. Это было, я бы сказала, волюнтаристское решение. Раньше я полагала, что буду академическим ученым и плохо себе представляла, что у меня откроются такие способности. Я работала в литературно-критическом журнале «Литературное обозрение», одном из лучших в советское время. Но мы работали в системе институциональной цензуры, где мало что можно было печатать. После 1991 года и распада СССР больше невозможно было существовать в журнале прошлого, где мы были изолированы от международной науки. Мне хотелось создать свой журнал, который мог бы собрать лучших гуманитариев, разбросанных по всему миру. Идея открытой площадки для меня была важнейшей.

Сейчас вспоминаю и думаю: боже, только на волне какой-то эйфории можно было бросить все — а у меня была маленькая дочка, я была одна, — в такую авантюру ввязаться. Я ушла, собрала команду, и в декабре 1992 года вышел первый номер. Идея издательства начала витать в воздухе уже в 1993-м году: авторы, давая материалы в журнал, говорили, что у них есть книги на эту тему. В этом был и практический момент.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Я не герой и не повод для жалости»: история чемпионки России по танцам на колясках Нурсины Галиевой «Я не герой и не повод для жалости»: история чемпионки России по танцам на колясках Нурсины Галиевой

Как Нурсина Галиева стала чемпионкой по танцам, несмотря на диагноз

VOICE
Майнд-фитнес: как оставаться умным, когда другие глупеют? Майнд-фитнес: как оставаться умным, когда другие глупеют?

Как отодвинуть старение мозга на несколько десятилетий?

Psychologies
«Страх сопровождает нас все годы»: жертвы теракта в Орджоникидзе рассказали о своей жизни после трагедии «Страх сопровождает нас все годы»: жертвы теракта в Орджоникидзе рассказали о своей жизни после трагедии

Рассказываем о фильме «Командир», а также делимся откровениями жертв теракта

Psychologies
6 фильмов о борьбе с онкологией 6 фильмов о борьбе с онкологией

Фильмы, в которых герои сражаются с онкологией

Правила жизни
Кто такая Милана Стар: как 14-летняя девочка покорила шоу-бизнес и в чем тут опасность Кто такая Милана Стар: как 14-летняя девочка покорила шоу-бизнес и в чем тут опасность

Милана Стар в шоу-бизнесе с детства — недавно отметила 10-летие карьеры

Psychologies
Роман бестселлер Роман бестселлер

Роман Евдокимов вопреки сложившейся моде играет не самого себя, а своих героев

Men Today
На приеме у античных врачей На приеме у античных врачей

Чем болели и как лечили в античной Греции и Древнем Риме?

Знание – сила
Никогда не оставайся Никогда не оставайся

Мотивы и маршруты перемещения кинорежиссеров в пространстве

Weekend
«Нечего надеть»: 7 главных причин этого состояния «Нечего надеть»: 7 главных причин этого состояния

Почему утром мы стоим перед раскрытым шкафом и не понимаем, что надеть

Psychologies
Ноутбук или планшет с клавиатурой: что лучше Ноутбук или планшет с клавиатурой: что лучше

Может ли быть планшет равным соперником ноутбуку?

ТехИнсайдер
Пыль метеорита и фрагменты Эйфелевой башни: 10 самых интересных медалей Олимпиад Пыль метеорита и фрагменты Эйфелевой башни: 10 самых интересных медалей Олимпиад

Олимпийские медали претерпели немало изменений, а некоторые вошли в историю

Forbes
Иван Бевз: «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить». Борьба за власть в обычной московской школе Иван Бевз: «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить». Борьба за власть в обычной московской школе

Отрывок из романа Ивана Бевза о власти и её искушениях

СНОБ
Снять дом как фильм Снять дом как фильм

10 фильмов о местах, которые покинули их авторы

Weekend
Юрий Соломин: «Понадобилось 25 лет работы в театре, чтобы Царев спросил, какая у меня мечта...» Юрий Соломин: «Понадобилось 25 лет работы в театре, чтобы Царев спросил, какая у меня мечта...»

Как изменилась моя жизнь после того, как я «проснулся знаменитым»? Да никак!

Коллекция. Караван историй
Российское небо в 2024-м Российское небо в 2024-м

Ушедший год запомнился не самым большим количеством авиационных новостей

Наука и техника
Как перестать искать в мужчине отца: история клиентки психолога Как перестать искать в мужчине отца: история клиентки психолога

Как женщине изменить негативный сценарий и найти партнера, а не родителя?

Psychologies
5 андроид-навигаторов, которые хорошо работают даже оффлайн 5 андроид-навигаторов, которые хорошо работают даже оффлайн

Навигаторы с разнообразными возможностями — посмотрите, какой подойдет вам

ТехИнсайдер
Правило «2-2-2»: как паре стать счастливее с помощью простых ритуалов Правило «2-2-2»: как паре стать счастливее с помощью простых ритуалов

Отношения с партнером превратились в рутину?

Psychologies
Театр хора и балета Театр хора и балета

Как последняя советская политэмигрантка превратила свой опыт в искусство

Weekend
Британка победила депрессию, отказавшись от сна на 36 часов. Стоит ли следовать ее примеру? Британка победила депрессию, отказавшись от сна на 36 часов. Стоит ли следовать ее примеру?

47-летняя Джейми Гартон решила лечить депрессию необычным способом

Psychologies
Вы не поверите, но даже зимой муравейник не спит. Как переживают зиму муравьи? Вы не поверите, но даже зимой муравейник не спит. Как переживают зиму муравьи?

Как устроена жизнь в муравейнике?

ТехИнсайдер
Связь времен Связь времен

Самое важное в бизнесе – каждый человек в команде должен быть профессионалом

Grazia
Великий мнимый Великий мнимый

«Май декабрь»: Джулианна Мур, Натали Портман и Тодд Хейнс о природе кино

Weekend
Не прячьте вашу живопись по банкам и домам: как детективы ищут пропавшие картины Не прячьте вашу живопись по банкам и домам: как детективы ищут пропавшие картины

Истории детективов, раскрывших самые громкие кражи на арт-рынке последних лет

Forbes
MAXIM поговорил с Ришелье из фильма «Три мушкетёра: Миледи» MAXIM поговорил с Ришелье из фильма «Три мушкетёра: Миледи»

Что в французских фильмах о Мушкетерах особенного, объясняет актер Эрик Руф

Maxim
Помним, любим, скучаем: 10 лучших ролей Дэниэла Дэй-Льюиса Помним, любим, скучаем: 10 лучших ролей Дэниэла Дэй-Льюиса

Собрали важные роли Дэй-Льюиса, которые демонстрируют его мастерство

Правила жизни
IPS или OLED: какая матрица экрана телефона лучше IPS или OLED: какая матрица экрана телефона лучше

Чем отличаются IPS и OLED матрицы?

ТехИнсайдер
Белка в доме: как ухаживать за грызуном Белка в доме: как ухаживать за грызуном

Стоит ли заводить белку в качестве домашнего животного?

ТехИнсайдер
Спасение дельфинов и лошадей: как НКО помогают диким и эксплуатируемым животным Спасение дельфинов и лошадей: как НКО помогают диким и эксплуатируемым животным

НКО, которые лечат и окружают заботой нуждающихся животных

Forbes
По любви По любви

История безответной любви – для думающих людей, которые прожили жизнь

Grazia
Открыть в приложении