В ближайшее время на дорогах России появится множество автомобилей-беспилотников

АвтоМирАвто

Восстание машин

В ближайшее время на дорогах России появятся чуть ли не полторы сотни автомобилей-беспилотников. Стоит ли их опасаться обычным водителям и почему?

Текст: Алексей Лучников. Фото: Mercedes-Benz

Автономные машины на российских дорогах будут обозначаться опознавательным знаком в виде буквы «А» в красном треугольнике

Поводом для беспокойства стало начало «опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств», на дорогах Москвы и Татарстана. Эксперимент благословлен правительством – соответствующее постановление под номером 1415 принято еще в ноябре прошлого года.

Участниками эксперимента могут быть только юрлица. Отвечать за возможные негативные последствия придется тоже им. Риск ответственности должен быть застрахован на 10 миллионов рублей для каждого экспериментального автомобиля. На каждую же машину собственник должен получить заключение специальной испытательной лаборатории. В «обязанность» беспилотникам вменяется безоговорочное соблюдение ПДД. Все испытательные поездки будут протоколироваться и записываться на видео, данные должны храниться не менее 10 лет. Контролировать движение станет водитель, к которому предъявляются повышенные требования: стаж управления не менее трех лет, отсутствие грубых нарушений ПДД и медицинских противопоказаний.

Все это хорошо, но какова вероятность, что машина однажды выйдет из-под контроля? Как бы ни хорохорились производители, такой исход вовсе не исключен. Вспомните нашумевшие инциденты с «Теслой» и американским же «Убером». Увы, и в России исключить подобное нельзя, особенно учитывая, что финансовые возможности участников нашего эксперимента едва ли сопоставимы с бюджетами иностранцев. Да и российские дороги заметно уступают американским. Как показал эксперимент на полигоне «НАМИ», входящие в состав «автопилота» системы помощи от ведущих мировых производителей – контроля выезда за пределы полосы, экстренного торможения – в наших реалиях далеко не безупречны. Например, полосу движения компьютер перестает надежно определять уже при 15-процентной заснеженности линии разметки.

Допустим, все будет хорошо и эксперимент состоится. Но потребуется еще урегулировать и правовую сторону вопроса. Специальной юридической основы для беспилотного или, правильнее говорить, полностью- и высокоавтоматизированного управления транспортными средствами сегодня не существует. Ни на национальном, ни на международном уровне. В других странах ситуация аналогичная – правовой статус водителя ничем не отличается от обычного: за все неприятности, которые могут произойти с беспилотником, нести ответственность будет именно он.

Такой подход приемлем только на этапе экспериментального использования. Едва ли он устроит гражданских пользователей, которые, по мнению автопроизводителей, появятся уже в ближайшие годы. Если я купил автомобиль, воспользовался им в полном соответствии с инструкцией, то почему с меня спрашивают за то, что он кого-то задавил? Увы, от этих вопросов никуда не деться.

Сегодня никто из разработчиков не гарантирует, что беспилотник не станет орудием хакеров

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Богатейшая Рада: каждый шестой крупный украинский бизнесмен решил стать депутатом Богатейшая Рада: каждый шестой крупный украинский бизнесмен решил стать депутатом

21 июля в Украине состоятся досрочные выборы в Верховную раду

Forbes
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Renault Arkana. В военкомате не ждут Renault Arkana. В военкомате не ждут

Новый автомобиль повышенной проходимости от Renault

АвтоМир
Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж» Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж»

Как развиваются связи РФ и КНР и чего ждать в будущем

РБК
Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы

Астрономы подтвердили статус Cloud-9 как кандидата в объекты типа RELHIC

N+1
Музыка — не в нотах Музыка — не в нотах

Что мы потеряли в музыке за последние сто лет, педантично следуя нотам?

СНОБ
Счастье для всех недаром Счастье для всех недаром

Писатель Шамиль Идиатуллин — о роли Аркадия Стругацкого в его жизни

Weekend
Недетский полет: 5 вопросов о прыжках с парашютом в тандеме для тех, кто хочет попробовать Недетский полет: 5 вопросов о прыжках с парашютом в тандеме для тех, кто хочет попробовать

Кому можно прыгать с парашютом и как это делается

ТехИнсайдер
Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ

Вирусы дают надежду в лечении самых злокачественных видов рака

Наука
Пушки или масло Пушки или масло

Как технологии двойного назначения помогли послевоенной конверсии

Эксперт
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
Изнанка малого бизнеса: как структурировать процессы с первого дня Изнанка малого бизнеса: как структурировать процессы с первого дня

Истории малого бизнеса, который на ощупь выстраивал управление задачами

Inc.
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Ксения Хаирова Ксения Хаирова

О Валентине Талызиной, актрисе поистине уникальной

Караван историй
«Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному» «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному»

Как еда вызывает эмоции

N+1
Отправь меня на Луну Отправь меня на Луну

Цифра «три», похоже, стала для яхты Orion символом

Y Magazine
Импортозамещение в ТЭК: сам себе машиностроитель Импортозамещение в ТЭК: сам себе машиностроитель

Дорастет ли доля отечественного оборудования в нефтегазовой отрасли до 80%?

Монокль
Свежий взгляд Свежий взгляд

Основательница компании Trinity Yachts Анна Гончарук о том, как начался ее путь

Y Magazine
Простор для творчества Простор для творчества

Верфь Bilgin Yachts продолжает успешную серию 50‑метровых яхт Bilgin 163

Y Magazine
Использование нейросетей может угрожать бизнесу Использование нейросетей может угрожать бизнесу

Бизнес и ИИ: какие риски связаны с использованием нейросетей

Inc.
На чистую воду На чистую воду

Новинка итальянской верфи Columbus Yachts — моторная суперъяхта Acqua Chiara

Y Magazine
Гастрономия Гастрономия

Лучшие рестораны — новые и возрождённые

RR Люкс.Личности.Бизнес.
3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова 3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова

Сооснователь страховой компании — о том, куда не стоит распылять ресурсы

Inc.
Выживет ли грузинский прагматизм Выживет ли грузинский прагматизм

Как Тбилиси не остаться на обочине и сохранить взвешенную внешнюю политику

Монокль
Корабль с игрушками Корабль с игрушками

Чем заняться в чартере? Вопрос на первый взгляд кажется риторическим

Y Magazine
Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации

Об отношениях Тимофеева-Ресовского с зоологией

Знание – сила
«Нет ничего прекраснее антарктических льдов» «Нет ничего прекраснее антарктических льдов»

Почему важна наука гляциология и что она изучает?

Знание – сила
Открыть в приложении