До массового внедрения автопилота на дорогах остались считанные годы

АвтоМирАвто

Право

Ваш выход, водитель!

Автопроизводители уверяют, что до массового внедрения автопилота на дорогах остались считанные годы. Стоит ли им верить?

Кто из нас не мечтал оказаться на месте главного героя фантастического фильма, который садится в машину футуристического дизайна, сообщает навигатору нужный адрес и погружается в собственные сюжетные дела, пока умный автомобиль везет его в пункт назначения? Уверен, что писатели-фантасты и киносценаристы, рисуя картинку будущего, и сами не подозревали, что воображаемый сюжет может воплотиться в жизнь в самое ближайшее время. За последние годы разработки в области автоматизированного управления продвинулись далеко вперед, и вот уже почти все автопроизводители заявляют о готовности выпустить на дороги полноценные беспилотники. Не стала, кстати, исключением и наша страна: автобусы и грузовые КамАЗы без водителя – это вовсе не показуха, а вполне себе реальные опытные образцы, как говорят, не отстающие от зарубежных разработок. Давайте попробуем понять, насколько близко подкралось к нам будущее и не пора ли выбрасывать водительское удостоверение.

На сегодня автопроизводители добрались до третьего уровня автопилотирования – машины справляются с автобанами, но перестроению и проезду перекрестков их пока еще учат

На самом деле проблем у разработчиков беспилотных технологий еще предостаточно. Если говорить о технике, то правда жизни такова, что даже самый современный компьютер со всем своим быстродействием и возможностью одновременно обрабатывать миллионы параметров, пока не научился думать, видеть и чувствовать как человек. Он может вести машину в идеальных условиях, но впадает в ступор, если встречает нелогичное поведение других водителей или пешеходов. Даже математическое описание всех возможных «сбоев матрицы» – нарушений ПДД окружающими, дефектов дорожной инфраструктуры, программных сбоев и прочих проблем, вносящих смуту в логически выстроенный электронным мозгом алгоритм, – это уже непростая задача. А можно ли в принципе научить компьютер распознавать планы другого участника движения по его повадкам, что с легкостью делает человеческий мозг? Не забываем также и про информационную безопасность, ведь вышедший из-под контроля грузовик превращается в опасность для сотен окружающих и, как показывают недавние события, оружие террориста. Но далеко не все упирается в технологии. Есть еще и правовой аспект, который здорово мешает разработчикам и маркетологам продвигать свои технологии. Дело в том, что и в международном праве, и в национальном законодательстве практически всех государств закреплены нормы, возлагающие на водителя обязанность полностью контролировать свое транспортное средство. Причем это отнюдь не декларативное требование, ведь за ним кроется глубокий смысл: именно на водителя ложится все бремя ответственности за форс-мажор в процессе движения и его последствия. Но если мы говорим о беспилотнике, то эта взаимосвязь отнюдь не очевидна. В свое оправдание владелец совершенно резонно заметит, что он выполнил все строго по инструкции, а за недоработки производителя он отвечать не собирается. И ведь трудно с ним не согласиться. Но беда в том, что и автопроизводители брать на себя ответственность тоже не готовы, ведь определенные функции управления, включая возможность взять его полностью на себя, у водителя все-таки остаются. Ну а если последствия аварии драматичны и речь идет об уголовном преследовании? Едва ли программист, писавший программное обеспечение для одного из блоков управления, согласится сесть в тюрьму, даже если его ошибка будет доказана.

Наконец, есть еще и этический аспект, в отношении которого у идеологов беспилотных технологий также пока нет вразумительного мнения. Скажем, если автомобиль оказывается в безвыходной ситуации и ДТП не избежать, но остается выбор: повернуть колеса в сторону бетонного забора или направить их на тротуар с пешеходами. Что выберет компьютер, и кто потом встанет на защиту правильности выбора? Ну и нельзя забыть и про такой важный аргумент, как удовлетворение потребности в самостоятельном управлении автомобилем: на Земле до сих пор живет немало людей, которые получают удовольствие от процесса вождения и вовсе не готовы отдать его бездушной железке, даже несмотря на возможность потратить освободившееся время на что-то более полезное. Что ж, получается, несмотря на постоянное муссирование этой темы не только в промышленных, но и во властных кругах, а также жадных до сенсаций СМИ, с таким, казалось бы, близким будущим придется повременить? Видимо, придется…

Системы автопилотирования требуют установки огромного количества датчиков разного типа
Так выглядит графическое изображение работы радаров, камер и лазерных сенсоров на автомобилях Volvo

Осадок остался

Вообще-то идея «прописать» автопилот на автомобиле преследует конечную цель повысить безопасность на дорогах, поскольку компьютер лишен эмоций и в идеале сможет сократить аварийность практически до нуля. Однако в жизни все намного сложнее. В частности, первое смертельное ДТП, произошедшее с автомобилем «Тесла» в мае прошлого года, не только здорово подпортило репутацию компании Илона Маска, но и дискредитировало саму идею беспилотника. Напомним, тогда продвинутый электромобиль шел в режиме автопилота, который на фоне яркого неба не заметил белую фуру, перегородившую дорогу, а потому не активировал торможение. В результате «Тесла» на полном ходу врезалась в прицеп, погубив владельца. Однако результаты расследования, основанные на данных «черного ящика», показали, что автопилот несколько раз предупреждал водителя о необходимости взять управление на себя, однако водитель сообщения проигнорировал. Это позволило снять претензии с изготовителя, но, как говорится, осадочек остался. В любом случае этот факт заставил еще раз переосмыслить идею автопилота как способа повысить безопасность на дорогах.

Теоретики сформулировали 5 уровней автономного вождения. Первый – когда водитель в любой момент должен быть готов взять управление, перехватив его, на пример, у адаптивного круиз-контроля. Пятый подразумевает, что водителю нужно только запустить систему и указать пункт назначения

Текст: Дмитрий Рощин
Фото: Nissan, Volvo


Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новости недели Новости недели

Самые значимые новости из автомобильного мира на этой неделе

АвтоМир
В именьи близ столицы В именьи близ столицы

Почему крестьяне из Мурина получили свободу раньше?

Санкт-Петербургский университет
Подкованный Подкованный

Тульский кроссовер-умелец Haval H7, ориентированный на комфорт и безопасность

Автопилот
Мягкая сила русского стиля Мягкая сила русского стиля

Масштабная площадка, рассказывающая о русской идентичности и новом образе жизни

Монокль
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Пляжный гид Пляжный гид

Где и как можно загорать и купаться в городе

Лиза
Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку

Как организовать экскурсии по кинопарку, не мешая при этом съемочному процессу

Inc.
Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа? Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа?

От чего и как именно защищает магниевый анод в бойлере косвенного нагрева?

CHIP
Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много

Почему авиакомпании используют самолеты, которые можно называть пожилыми?

Maxim
VOX VOX

VOX — культовое место тихой роскоши, где встречаются знаменитости

Собака.ru
Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам

Почему экономия часто кажется наказанием и как можно изменить это восприятие

Правила жизни
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
Ударная волна Ударная волна

Что такое падел и почему его называют «новым гольфом»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Камни не для всех Камни не для всех

Алмазы подорожают более чем на 50% к 2027 году: надо ли в них инвестировать

Ведомости
Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине

О чем не стоит рассказывать даже маме?

VOICE
Собака – это не только друг человека, но и эффективная «прививка» от экземы Собака – это не только друг человека, но и эффективная «прививка» от экземы

Домашние животные и младенцы: почему не стоит бояться аллергии

Здоровье
Водородное движение Водородное движение

Можно ли использовать водород как альтернативный и экологичный вид топлива?

Y Magazine
IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР

Какой грузовой автомобиль был главным в советские годы: ЗИЛ-130 или IFA W 50?

ТехИнсайдер
Колорадские жабы оказались под угрозой из-за высокого спроса на их психоактивный яд Колорадские жабы оказались под угрозой из-за высокого спроса на их психоактивный яд

Почему снижается численность колорадских жаб

N+1
Изумрудный истребитель Изумрудный истребитель

Какой рыбак не знает зимородка, этого красавца в изумрудно-синем камзоле?

Наука и жизнь
Все не просто так: почему теннисный мяч ярко-желтого цвета? Все не просто так: почему теннисный мяч ярко-желтого цвета?

Почему в итоге ярко-желтый окрас стал «официальным» для теннисного мяча?

ТехИнсайдер
Мы из девяностых: 8 смешных, злых и мимишных версий «Оки» Мы из девяностых: 8 смешных, злых и мимишных версий «Оки»

Самые яркие проекты модернизации «Оки»

ТехИнсайдер
«Социальные науки как колдовство» «Социальные науки как колдовство»

Можно ли за цифрами спрятать несостоятельность научной мысли

N+1
Он вам не тягач Он вам не тягач

Непростая судьба премиум-пикапов, которые понравились только коллекционерам

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Оригами-робота научили прижимать ноги и ходить по-крабьи Оригами-робота научили прижимать ноги и ходить по-крабьи

Инженер из Германии разработал четвероногого оригами-робота Fold Walker

N+1
Не только портфолио: как еще молодым дизайнерам продвигать себя Не только портфолио: как еще молодым дизайнерам продвигать себя

Как дизайнерам сформировать устойчивый фундамент для самопрезентации

РБК
«Бархатный молоток»: как Эстер Петерсон боролась с зарплатным неравенством «Бархатный молоток»: как Эстер Петерсон боролась с зарплатным неравенством

Как Эстер Петерсон стала главной союзницей работающих американок

Forbes
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Юрий Никулин. Немножко больше, чем артист Юрий Никулин. Немножко больше, чем артист

Клоун — человек, который живет тем, что делает в манеже

Коллекция. Караван историй
Сити-брейк Сити-брейк

Идеальные города России для семейного уик-энда

Лиза
Открыть в приложении