Покупка автомобиля из радостного события вполне может превратиться в кошмар

АвтоМирАвто

Актуальная тема

В заложниках у дилера

Покупка нового автомобиля из радостного события вполне может превратиться в кошмар, обернувшийся потерей времени и денег. Это наглядно иллюстрирует ситуация с компанией «Независимость», десятки клиентов которой вынуждены были ожидать заказанные машины месяцами. Некоторые из них внесли предоплату за выбранные автомобили и оказались у дилера в заложниках. Людей регулярно «кормили завтраками», обещая вот-вот отдать машину. Кто-то, разуверившись в дилере, приобретал автомобиль у другого продавца. Другие ждали до последнего, надеясь все-таки получить вожделенную машину или хотя бы вернуть внесенные ранее деньги

Одним из попавших в такую ситуацию оказался Вадим Назаров. Летом он заказал новый автомобиль BMW X4 в дилерском центре «Независимость» в Котельниках и внес предоплату в размере 50 000 рублей. По договору машину должны были передать мужчине в течение 20 дней или же вернуть внесенный авансовый платеж. Но и через месяц автомобиль клиенту не выдали.

– Прошла первая неделя ожидания, и я позвонил менеджеру «Независимости» – узнать, что с моей машиной. Он сказал, что «информации нет, когда будет – не знаю и вообще я увольняюсь отсюда». Позже я позвонил в представительство BMW, где мне сообщили, что есть проблемы с этим дилером, что автомобили не поставляются, а ПТС на машины «Независимости» не выдаются, – вспоминает пострадавший.

Автосалон «Независимости» в Котельниках сейчас закрыт. Парковка, когда-то заставленная автомобилями BMW, опустела. На дверях висит объявление о том, что дилерский центр не работает по техническим причинам с извинениями в адрес клиентов. Дальнейшая судьба огромного автосалона неизвестна – возможно, в его стенах разместится торговая площадка другого российского дилера

В тот же сентябрьский день Назаров отправился к дилеру и расторг договор купли-продажи. Но внесенные ранее 50 000 рублей ему так и не вернули.

– Я требовал вернуть деньги в течение 10 дней в соответствии с законодательством РФ, поскольку «Независимость» заведомо ввела меня в заблуждение и в собственности данного автомобиля у них не было. Они решили пойти другим путем и подсунули мне соглашение, в котором прописано, что я претензий не имею – естественно, я отказался его подписывать. Вначале предложили вернуть предоплату аксессуарами для авто, а потом прямо сказали – не отдадим, обращайтесь в инстанции!, – рассказывает мужчина.

Именно так он и поступил, обратившись с иском в Бабушкинский районный суд Москвы и с заявлением в прокуратуру СВАО столицы. А автомобиль Вадим все-таки приобрел, но у другого дилера.

Как сообщили в пресс-службе российского офиса BMW, клиенты «Независимости», продолжившие ожидать заказанные и оплаченные машины, их все же получили. Но не от дилера, а от российского представительства марки.

– Мы выдали 47 клиентских автомобилей, за которые так и не получили оплаты от дилера. При этом мы взяли все финансовые риски на себя. Договор с «Независимостью» расторгнут 30 сентября 2017 года, – рассказал представитель BMW Group Василий Мельников.

«Независимость» продавала не только автомобили BMW: в портфеле дилера еще несколько марок. В том числе Volkswagen, машины этого бренда реализуются через сеть дилерских центров «АвтоГанза», входящих в структуру группы компаний «Независимость». Клиенты этого ритейлера также попали в неприятную ситуацию. Так, москвич, пожелавший не раскрывать свое имя, собирался приобрести кроссовер Volkswagen Tiguan в «АвтоГанзе» на улице Марксистская – заключил договор купли-продажи 1 апреля 2017 года, внес аванс в размере 10% от стоимости автомобиля. По условиям сделки машину должны были привезти в конце июля. Но месяцы шли, а заказанного автомобиля все не было.

Автомобили Volkswagen реализуются через сеть дилерских центров «АвтоГанза», входящих в структуру группы компаний «Независимость». Клиенты ритейлера также столкнулись с проблемами – многие из них не получили в срок заказанные машины

– Весь октябрь я звонил в представительство Volkswagen, писал в Роспотребнадзор, направил письменную претензию дилеру. Также писал заявление на разрыв договора и возврат денежных средств. За все эти месяцы представители дилера не звонили ни разу. Ни основной договор, ни претензия, ни возврат денежных средств – ничего выполнено в установленные сроки не было. Автосалон дилера на Марксистской продали, телефоны уже не отвечают, на российском сайте Volkswagen такого дилера в официальном списке нет, – поведал пострадавший.

Сейчас мужчина с помощью адвоката готовит досудебную претензию в отношении продавца, надеясь получить внесенную предоплату назад. Приобрести Tiguan жителю столицы все же удалось – при оформлении договора купли-продажи в «АвтоГанзе» он получил данные автомобиля, в том числе его VIN-номер. Благодаря этому заказанный автомобиль был выкуплен другим дилером, к которому обратился пострадавший. Как выяснилось, кроссовер все это время находился в Калуге, на складе завода Volkswagen.

Еще один клиент «АвтоГанзы», Павел Карякин, ждал свой автомобиль почти год. Volkswagen Tiguan, который он заказал еще в декабре 2016 года, прибыл к дилеру только в августе. Но покупателю машину не выдали, мотивируя отказ отсутствием ПТС. Каждый день представители продавца обещали Павлу, что документы на автомобиль «появятся завтра или послезавтра», ссылаясь на задержки со стороны производителя. А ведь для покупки «паркетника» мужчина взял кредит, который необходимо было выплачивать, и сдал свой предыдущий автомобиль по системе tradein. Заказанную машину Павел получил в итоге лишь в середине октября и уже через российское представительство Volkswagen.

Представители немецкой компании не стали раскрывать планы, касающиеся дальнейшего сотрудничества с проблемным дилером, сообщив лишь, что Volkswagen Group Russia внимательно следит за ситуацией с группой компаний «Независимость». Между тем, внушительный когда-то портфель брендов этого ритейлера уменьшается на глазах – вслед за BMW о прекращении сотрудничества с «Независимостью» объявили компании Jaguar Land Rover и Volvo. Относительно оставшихся брендов – Ford, Audi, Mazda, Peugeot и Mitsubishi ясность пока что отсутствует. Так, в пресс-службе российского офиса Mitsubishi сообщили, что «Независимости» компания отгружает автомобили только по предоплате, о дальнейших планах по сотрудничеству японского бренда и дилера пока нет информации.

Как правило, дилер объяснял задержку с выдачей автомобиля клиенту отсутствием документов. Сама машина при этом могла стоять на складе у продавца или даже в шоу-руме. Как рассказал «АвтоМиру» источник, близкий к автобизнесу, это нормальная ситуация – дилер всегда держит в запасе несколько десятков автомобилей, особенно если речь идет о популярных моделях. Выкупать у производителя все машины для продавца – смерти подобно, ведь в случае, если не удастся их распродать, такая тактика без сомнений приведет к убыткам.

Схема работы дилера следующая: ритейлер получает автомобиль, который нужно оплатить в определенный срок, находит на него покупателя, получает от него деньги, переводит их производителю, получает ПТС и затем выдает машину клиенту. Если у дилера возникают какие-то финансовые проблемы – цепочка прерывается, и он затягивает с оплатой производителю. Тот, в свою очередь, имеет полное право не выдавать документы на автомобиль, за который не заплатили. Наш источник отмечает, что для дилера такая схема зачастую превращается в порочный круг, из которого нет выхода – для того, чтобы выкупить заказанные ранее машины (точнее, документы на них), ему необходимо привлечь новых покупателей и взять с них предоплату. С помощью этих денег гасятся старые задолженности, но сразу же появляются новые. С каждым кругом долгов все больше, и в итоге может наступить момент, когда платить производителю будет нечем.

Проблемы с выдачей автомобилей начались не на пустом месте. По данным журнала «Автобизнесревю», в 2016 году продажи новых машин у «Независимости» сократились на 27,5%, а летом нынешнего года компания закрыла ряд дилерских центров в разных городах России. Все это происходит на фоне сокращения количества дилеров – согласно исследованию аналитического агентства «Автостат», с начала года в России прекратили свое существование 89 точек продаж новых автомобилей. Однако проблемы «Независимости» не связаны напрямую с ситуацией на рынке дилеров и обусловлены субъективными причинами, уверен президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев.

– Существующая дилерская сеть рассчитана на продажу гораздо большего количества машин, чем сейчас. Плюс есть проблемы с финансированием – поэтому возможен уход с рынка еще нескольких игроков. Также очень многое зависит от того, как будет чувствовать себя авторынок. Для того, чтобы количество дилеров не уменьшалось, рынок должен расти, а для этого пока еще необходимы программы господдержки. Будет рост авторынка – будет и расширение дилерской сети, – рассказал Мосеев.

Ситуация с «Независимостью» не является показательной для всего рынка российских дилеров, говорит эксперт. В случае, если наметившаяся тенденция роста продаж новых автомобилей продолжится, клиентам не нужно опасаться приобретать машины у официальных дилеров.

Количество официальных дилерских центров

Источник данных – аналитическое агентство «Автостат».

Количество официальных дилерских центров

С начала года закрылось 89 дилеров

Совет юриста

Самый лучший способ избежать задержек с поставками автомобиля – это приобретать машину уже с ПТС, имея всю необходимую сумму. Но далеко не всегда желаемый экземпляр есть в наличии у дилера, да и финансовые обстоятельства разные. К заключению договора купли-продажи нужно отнестись максимально внимательно, особенно к той его части, где оговариваются сроки поставки автомобиля и санкции для дилера в случае, если эти сроки не будут соблюдены. Также необходимо заранее обговорить условия возврата платежей, которые клиент сделает до того, как получит машину. А лучше всего взять предварительный договор у дилера и обратиться к юристу. Профессионал выявит спорные позиции в документе и посоветует, как его изменить, чтобы в дальнейшем дилера можно было призвать к ответу. Тем, кто уже попал в подобную неприятную ситуацию, стоит обратиться в суд, даже если сумма, которую задолжал дилер, небольшая. Скромный аванс за машину как раз вернуть более реально, чем большой платеж. Особенно, если у дилера нет средств – в этом случае пострадавший потратит массу времени и нервов, чтобы добиться от продавца выплаты денег.

Владимир Александров, автомобильный юрист

Текст: Вадим Рощин
Фото: Андрей Колтун/Burda Media; Сергей Коньков/ТАСС; Вячеслав Палес/Фотобанк ЛОРИ


Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Санкционная политика Санкционная политика

Санкции за оставление места ДТП ужесточили. Как их избежать?

АвтоМир
Минута славы Минута славы

Как снимать в путешествиях видео, которые станут популярными в соцсетях

Лиза
Самый сок Самый сок

Почему кроссовер Jaecoo J7 Supreme-V — технический деликатес

Автопилот
Стресс на работе: как распознать и что делать Стресс на работе: как распознать и что делать

Основные факторы возникновения стресса на работе и его влияние на организм

Inc.
2026: от рекомендаций до ИИ-агентов 2026: от рекомендаций до ИИ-агентов

За привычным интерфейсом Авито работают сложные алгоритмы машинного обучения

ТехИнсайдер
Актриса-фейерверк Актриса-фейерверк

Полина Максимова снимается в кино уже двадцать лет — с шестнадцати

OK!
Простой шаг, который сделает еду, разогретую в микроволновке, по-настоящему вкусной Простой шаг, который сделает еду, разогретую в микроволновке, по-настоящему вкусной

Зачем менять уровень мощности СВЧ-печи?

VOICE
От Чувака до Гарфилда: 13 киногероев, которые сделали лень культовой От Чувака до Гарфилда: 13 киногероев, которые сделали лень культовой

Киногерои, чье бездействие стало зеркалом тревог и надежд целых поколений

Правила жизни
Цифровой «наставник»: почему бизнесу выгоднее обучать, а не увольнять сотрудников Цифровой «наставник»: почему бизнесу выгоднее обучать, а не увольнять сотрудников

Переквалификация превращается в главный инструмент устойчивости компаний

Forbes
Тысячи сомиков-шмелей вскарабкались по водопадам Тысячи сомиков-шмелей вскарабкались по водопадам

Почему южноамериканские сомики-шмели необычно ведут себя у водопадов

N+1
Искусство момента и вечности Искусство момента и вечности

Книги об истории и философии искусства, о вдохновленных и вдохновлявшем

Weekend
В сосновом бору В сосновом бору

Настоящий гимн природе в интерьере загородного дома в пригороде Новосибирска

SALON-Interior
Почему свистит ремень генератора и как его проверить Почему свистит ремень генератора и как его проверить

Свистит ремень генератора: что делать и как проверить

РБК
Что такое ИИ-агент, и чем он отличается от обычной нейросети? Что такое ИИ-агент, и чем он отличается от обычной нейросети?

ИИ-агенты сильно упростят нам жизнь — если, конечно, научатся корректно работать

CHIP
Быстрые и буйные Быстрые и буйные

Как фристайл-мотокросс появился в России?

Men Today
Расписки при ДТП: как пишутся и какими бывают Расписки при ДТП: как пишутся и какими бывают

Как пишется расписка при ДТП и когда этого делать не стоит

РБК
Неуютные дни Неуютные дни

Три книги о семьях, которые несчастливы по-своему

Weekend
«Контраст помогает глубже исследовать естественность через призму искусственности — и наоборот»: интервью с художницей Анастас «Контраст помогает глубже исследовать естественность через призму искусственности — и наоборот»: интервью с художницей Анастас

Художница Анастас о телесности и взаимодействии человека с технологиями

Правила жизни
Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах

Почему бы не заняться разбором гардероба прямо сейчас?

Правила жизни
Злая шутка эволюции: почему птица додо совсем не такая, какой мы ее знаем Злая шутка эволюции: почему птица додо совсем не такая, какой мы ее знаем

Что мы знаем о дронте? Меньше, чем о мамонтах

ТехИнсайдер
Что такое отложенный налог на прибыль и зачем его учитывать Что такое отложенный налог на прибыль и зачем его учитывать

Как работает отложенный налог на прибыль

Inc.
«Сколько стоит твоя жизнь?» «Сколько стоит твоя жизнь?»

Вышел сериал о черном рынке органов «Хирург»

Weekend
«Так ты „Опель“ или нет?» Три загадки самого первого автомобиля «Москвич» «Так ты „Опель“ или нет?» Три загадки самого первого автомобиля «Москвич»

История знаменитой модели «Москвич-400» полна парадоксов и вопросов

ТехИнсайдер
Маньяк ждет казни, пришельцы в Англии и другие романы августа Маньяк ждет казни, пришельцы в Англии и другие романы августа

Четыре романа, в которые можно окунуться с головой

Ведомости
Мария Куликова: «Моя жизнь перевернулась в одно мгновение» Мария Куликова: «Моя жизнь перевернулась в одно мгновение»

Пожалуйста, дайте мне какую-нибудь дрянь сыграть!

Коллекция. Караван историй
Новый взгляд Новый взгляд

Элегантный интерьер салона косметологии с авторскими решениями

SALON-Interior
Самое голодное место в мире: что происходит в секторе Газа и можно ли это исправить Самое голодное место в мире: что происходит в секторе Газа и можно ли это исправить

Рассказываем, что происходит в Газе с продовольствием и что к этому привело

Forbes
Кому следует соблюдать осторожность при употреблении меда Кому следует соблюдать осторожность при употреблении меда

Все знают, что мед нельзя детям до года, а кому еще стоит быть осторожнее?

ТехИнсайдер
Разморозка на слух Разморозка на слух

Как усложнится процесс разблокировки зарубежных активов российских инвесторов

Ведомости
Не только человеческий рефлекс: все ли животные зевают? Не только человеческий рефлекс: все ли животные зевают?

Все ли живые организмы имеют рефлекс зевоты?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении