Санкции за оставление места ДТП ужесточили. Как их избежать?

АвтоМирОбщество

Санкционная политика

Санкции за оставление места ДТП ужесточили. Как их избежать?

Текст Алексей Лучников

Недавно была ужесточена ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими. Причем уголовная – по статье 264 УК РФ. В результате, если здоровью пострадавшего причинен тяжкий вред, «потолок» ответственности достигает 4 лет лишения свободы. Если человек погиб, виновника могут лишить свободы на срок до 7 лет, если жертв две и более – до 9 лет. Для трезвого и оставшегося на месте аварии водителя предельные сроки лишения свободы при тех же последствиях короче на 2 года и составляют 2, 5 и 7 лет соответственно. Логика в этом решении, безусловно, есть. Учитывая повышенную ответственность для пьяных водителей, оставление места ДТП давало им возможность избежать более сурового наказания, ведь постфактум доказать наличие в организме запрещенных веществ невозможно. Теперь же бегство фактически приравняли к совершению ДТП в состоянии опьянения. Напомним также, что наказывают за оставление любого ДТП, в том числе и без пострадавших. В этом случае ответственность наступает по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ, причем отнюдь не символическая: лишение права управления на срок от одного до полутора лет либо административный арест до 15 суток. Как видим, законодатель настроен довольно серьезно к тем, кто не желает или боится понести заслуженную кару. Однако случается и так, что водителя записывают в число беглецов по ошибке или по его собственному недомыслию. Поэтому ниже о том, что же такое «оставление места ДТП».

Надо помнить, что «европротокол» работает при соблюдении трех условий: в ДТП участвовали только две машины, отсутствуют пострадавшие и имуществу третьих лиц не нанесен ущерб, а у обоих водителей есть полисы ОСАГО. Во всех иных случаях документы должна оформить полиция

Сбежал или нет?

Законодательство это понятие не конкретизирует. Однако судебная практика свидетельствует о том, что таковым можно считать не только ситуацию, когда водитель, не останавливаясь, покидает место аварии, но и, бросив машину, просто уходит или убегает. Случалось, что покинувшим место ДТП признавали молодую маму, которая в ожидании экипажа ДПС повела своего ребенка домой, который оказался буквально в паре кварталов, а потом пешком же вернулась, даже не думая никуда скрываться. Однако суд расценил это как способ избежать ответственности. Поэтому, как минимум, без договоренности с другим участником аварии уходить, а тем более уезжать с места не следует. Еще одна распространенная ситуация заключается в том, что водитель отъезжает от места столкновения на некоторое расстояние. Просто из-за того, что на осознание контакта и безопасную остановку требуется время. А где время, там и расстояние. По факту это могут быть буквально 200-300 метров, но и в подобных случаях водителя тоже могут обвинить в том, что он нарушил Правила дорожного движения, не остановившись непосредственно на месте. Как правило, чем тяжелее последствия, тем выше шанс, что отсутствие машины непосредственно в месте ДТП будет расценено как его оставление. Справедливости ради надо отметить, что и в этом «перегибе» есть определенный смысл, ведь некоторые, чувствуя за собой вину, пользуются ситуацией, чтобы максимально усложнить объективный разбор происшествия и поиск виновника. Отъехав подальше, можно попытаться «запутать следы». Наконец, еще одна типичная ситуация связана с тем, что водитель просто не замечает, что кого-то зацепил. Чаще это происходит в результате маневрирования на парковках и в тесных дворах. Тогда в полицию заявляет владелец пострадавшей машины или просто неравнодушные свидетели.

Власти решили ужесточить наказание для тех, кто совершил аварию в нетрезвом виде и покинул место ДТП

Внимание, внимание!

Как же поступить, чтобы избежать необоснованного наказания? Тем более, что с недавних пор право оставлять место аварии было закреплено законодательно: сначала в законе об ОСАГО, а потом и в Правилах дорожного движения. Речь о так называемом «европротоколе», который позволяет оформить необходимые документы о ДТП не вызывая сотрудников полиции и, следовательно, не спрашивать их разрешения, чтобы оставить место аварии. Кроме того, иногда сами сотрудники ГИБДД предлагают водителям подъехать в подразделение для документирования происшествия.

Впрочем, бывает, что водители в силу тех или иных причин принимают решение вообще не документировать инцидент и разъезжаются каждый по своим делам. Вот тут надо обезопасить себя от того, что другой участник ДТП передумает и все же обратится в полицию. Поэтому, прежде чем разъезжаться, надо составить в двух экземплярах расписку о том, что стороны никаких претензий друг к другу не имеют и покидают место аварии по обоюдной договоренности. Закон этого не запрещает. А вот если этого не сделать, можно будет и пожалеть потом.

Законодательно не запрещено летом использовать зимние покрышки. Но помните – это может привести к аварии

Поворотный момент

Настало лето, но многие автомобилисты по-прежнему продолжают ездить на зимних шинах. По всей видимости, со снижением уровня комфорта, лишней тратой топлива и повышенным износом покрышек – это всем известные минусы – они смирились. А вот юридический аспект очевиден не всем. Спешим успокоить: никаких правовых последствий сам факт эксплуатация зимних шин летом не влечет. Справедливости ради, есть ограничения по использованию шипованных колес в течение трех летних месяцев. Они установлены техрегламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Однако ответственности за несоблюдение этих требований законодательством не предусмотрено. В то же время если шины установлены не комплектом, может появиться повод для штрафа. Например, когда на одной оси стоят «шиповки», а на другой «липучки». Разные по сезонности, размерности или конструкции колеса справа и слева тоже вызовут обоснованные претензии сотрудника полиции. Штраф невелик – 500 рублей. Но гораздо важнее, что несезонная «обувь» может привести к аварии, ведь сцепные свойства зимней шины на горячем асфальте заметно хуже. Неодинаковые колеса только усугубят ситуацию: разность коэффициентов сцепления повышает риск потери управляемости.

Фото: Ведяшкин Сергей, Мобильный репортер/Агентство городских новостей «Москва»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 ключей, чтобы правильно извиниться 6 ключей, чтобы правильно извиниться

Накапливаясь, размолвки ставят отношения под удар, но непонимания можно избежать

Psychologies
Кай Метов: «Иногда мне дарят продукты» Кай Метов: «Иногда мне дарят продукты»

Певец рассказал о поклонницах, вечеринках и как относится к этому новая девушка

StarHit
«Это не наши доходы»: организатор командировок Минпромторга рассказал о своем бизнесе «Это не наши доходы»: организатор командировок Минпромторга рассказал о своем бизнесе

Forbes поговорил с директором компании «Служба 007»

Forbes
Прощай, Арагви: более трети туристов откажутся от поездки в Грузию Прощай, Арагви: более трети туристов откажутся от поездки в Грузию

Более трети (34%) туристов заявили о намерении отказаться от поездки в Грузию

Forbes
Музыка: Shortparis Музыка: Shortparis

Shortparis — ошеломляющий музыкальный коллектив, уничтожающий жанровые рамки

Собака.ru
8 модных брендов из Петербурга, на которые стоит обратить внимание 8 модных брендов из Петербурга, на которые стоит обратить внимание

Вещи, которые стоит покупать у петербургских дизайнеров

РБК
Гроб, кладбище, сотни миллиардов рублей. Как чиновники, силовики и бандиты делят похоронный рынок — и при чем тут Тесак. Расследование Ивана Голунова Гроб, кладбище, сотни миллиардов рублей. Как чиновники, силовики и бандиты делят похоронный рынок — и при чем тут Тесак. Расследование Ивана Голунова

Какие финансовые схемы стоят за похоронным бизнесом

Psychologies
С сайта «Коммерсанта» исчезла статья о поставке истребителей в Египет С сайта «Коммерсанта» исчезла статья о поставке истребителей в Египет

Статья о поставке Египту российских истребителей исчезла с сайта «Коммерсанта»

Forbes
Реверанс феминизму: впервые за почти вековую историю Warner Bros возглавила женщина Реверанс феминизму: впервые за почти вековую историю Warner Bros возглавила женщина

Энн Сарнофф возьмет на себя руководство крупнейшей компании Warner Bros

Forbes
Я куплю тебе дом Я куплю тебе дом

Алла Пугачева и Максим Галкин заканчивают строительство особняка на Кипре

StarHit
Плавали — знаем Плавали — знаем

Мы выяснили, кому поручить оформление лодки

AD
Гражданин мира: как Жерар Депардье превратился из актера в бизнесмена Гражданин мира: как Жерар Депардье превратился из актера в бизнесмена

Парижская прокуратура сняла с Жерара Депардье обвинения в изнасиловании

РБК
Несостоявшаяся невеста: история проклятого платья Анны Бейкер Несостоявшаяся невеста: история проклятого платья Анны Бейкер

Жутковатая, но романтичная история Анны Бейкер и ее белого платья

Cosmopolitan
Жара в Европе бьет рекорды: что предпринимают местные власти и как справляются местные жители Жара в Европе бьет рекорды: что предпринимают местные власти и как справляются местные жители

Во Франции закрыты школы, бассейны и фонтаны работают до ночи

Esquire
Первая летняя ягода Первая летняя ягода

В первые недели июня в садах средней полосы России созревает жимолость

Наука и жизнь
«Пойти туда, где твой страх» «Пойти туда, где твой страх»

О силе характера, съемках в условиях выживания и откровениях для нового опыта

OK!
«Яндекс — российская Кремниевая долина»: Аркадий Волож о самой перспективной области в IT и новой магии «Яндекс — российская Кремниевая долина»: Аркадий Волож о самой перспективной области в IT и новой магии

Аркадий Волож — о том, какой новый глобальный сервис Россия может подарить миру

Forbes
Учёные, ставшие фантастами: Айзек Азимов и Нил Стивенсон Учёные, ставшие фантастами: Айзек Азимов и Нил Стивенсон

На плечах этих титанов покоится вся современная научная фантастика

Популярная механика
Воплотить невоплощаемое Воплотить невоплощаемое

Псевдорецензии Станислава Лема

Наука и жизнь
В унисон с «Артеком» В унисон с «Артеком»

30 и 31 мая в «Артеке» прошел 12-й Международный конкурс «Детская новая волна»

OK!
Кувалда, проложившая дорогу автомобилям: рождение автопрома Кувалда, проложившая дорогу автомобилям: рождение автопрома

4 июня 1896 года, Генри Форд совершил поездку на своем первом автомобиле

Популярная механика
«Не ори на мать!» Звезды, у которых очень напряженные отношения с родителями «Не ори на мать!» Звезды, у которых очень напряженные отношения с родителями

О тех звездах, кто не поддерживает связь с родней

Cosmopolitan
Машина для любви, а не для войны: история легендарного «хиппи-буса» от VW Машина для любви, а не для войны: история легендарного «хиппи-буса» от VW

Как бюргеры сделали американцев бродягами, беспаспортными и безработными

Maxim
Вас повысили в должности: как не поссориться с коллегами? Вас повысили в должности: как не поссориться с коллегами?

Отношения между коллегами всегда чреваты обидами и неловкими ситуациями

Psychologies
Звездный выпускной: худшие и лучшие бьюти-образы знаменитостей Звездный выпускной: худшие и лучшие бьюти-образы знаменитостей

Как выглядели знаменитости в свой «особенный» день

Cosmopolitan
Тэрон Эджертон: «Играть Элтона Джона, во всех смыслах и при всем моем уважении, было сюром» Тэрон Эджертон: «Играть Элтона Джона, во всех смыслах и при всем моем уважении, было сюром»

Тэрон Эджертон рассказал, каково играть ныне живущую легенду музыки

Esquire
Где поесть в Лондоне. Гастрономический гид ресторатора Ильи Тютенкова Где поесть в Лондоне. Гастрономический гид ресторатора Ильи Тютенкова

Илья Тютенков отправился в Лондон, чтобы смахнуть пыль с вековых барных стоек

РБК
Как решиться рожать после потери ребенка? Как решиться рожать после потери ребенка?

Снова стать мамой после потери ребенка решаются далеко не все и не сразу

Psychologies
«Сейчас тряхнет». Что происходило на борту SSJ 100 перед катастрофой в Шереметьево «Сейчас тряхнет». Что происходило на борту SSJ 100 перед катастрофой в Шереметьево

Отчет о катастрофе Sukhoi Superjet 100 в аэропорту Шереметьево

Forbes
Хэ знает Хэ знает

Научный редактор сайта Laba.Media рассказывает историю ученого Хэ Цзянкуя

Esquire
Открыть в приложении