Телематические системы для автомобилей

АвтоМирАвто

Телематические системы для автомобилей: как это работает, зачем нужно водителям сегодня и чем может грозить уже завтра?

Михаил Анохин, исполнительный директор «Лаборатории умного вождения»

Беседовала Екатерина Квашенкина

Михаил, сегодня все чаще мы слышим термин «телематика» применительно к автомобилям. Что же это такое? Речь о системах, которые призваны облегчить жизнь автовладельца. В современном автомобиле более ста различных процессоров, блоков управления, каждый из которых отвечает за отдельные функции, но все они связаны через CAN-шину. И на основе данных, которые передаются через шину, можно получать огромное количество информации и аккумулировать ее, например, в мобильном приложении. Тогда становится возможным удаленное управление автомобилем, его запуск, сбор статистики по передвижению, чтобы, например, получать скидки от страховых компаний. Автовладелец может удаленно диагностировать автомобиль, получать все сведения об ошибках и на основе этих данных через дилера или самостоятельно принимать решения о ремонте. Также возможен анализ стиля вождения. Мы, например, даем водителям обратную связь, как улучшить свой стиль управления автомобилем. Также у нас есть и различные системы для корпоративных клиентов, обеспечение для умного лизинга – они индивидуально адаптируются под потребности компаний. Например, с одним из клиентов у нас реализована программа, которая подразумевает, что если водитель компании в течение недели нарушал скоростной режим больше определенного количества раз, то в выходные он лишается права управления корпоративным автомобилем. Так компания мотивирует своих сотрудников ездить более безопасно. Или, например, клиент из транспортных или таксомоторных компаний может захотеть ввести рейтинг по качеству вождения, чтобы водители не совершали резкие маневры. «Лаборатория Умного Вождения» заточена как раз на различные умные продукты.

Сколько людей в России пользуются телематикой и сколько компаний работает в этой сфере?

Сегодня около 10 компаний занимаются телематикой в России. А будут пользоваться этим рано или поздно все водители, так как и системой «ЭРА-ГЛОНАСС» будут пользоваться все. Она активно развивается, на базе этой системы появляется все больше коммерческих сервисов. Через некоторое время в том или ином виде телематические устройства будут установлены на каждом автомобиле. На текущий момент порядка 60% покупателей новых автомобилей покупают различные охранные телематические системы. Некоторые автопроизводители, в том числе российские, уже внедрили штатные телематические системы. Телематика позволяет производителю конкурировать при помощи сервисов, при этом не сильно увеличивая цену на автомобиль. Сегодня для автопроизводителя внедрить качественную телематическую систему возможно на любом этапе жизненного цикла автомобиля, будь то конвейер или дилер.

А как в других странах – телематические системы автопроизводителям тоже поставщики делают или компании их сами разрабатывают?

Основой для фирменных систем зарубежных автопроизводителей очень часто становятся маленькие команды, которые разрабатывают телематику – автопроизводители их просто покупают. Но есть много других вариантов. Кто-то пускает к себе таких «монстров», как Apple или Google.

Как вы думаете, в будущем люди станут покупать телематические продукты отдельно от автомобиля у разных разработчиков по своему выбору или мы ждем развития штатных систем connected car у автопроизводителей?

Одно другому не мешает, и есть целый ряд нюансов на разных рынках. Например, автопроизводителю, чтобы предоставлять сервис по страхованию с телематикой своим клиентам, нужно самому договориться со страховыми о скидках. Это достаточно сложно, поэтому производитель может просто подготовить автомобиль, шину, архитектуру, инжиниринг, чтобы использовать телематику, но для каждого рынка будут искать отдельного поставщика, который возьмет на себя не только разработку продукта, но и интеграцию его с сервисами, существующими в конкретной стране. И давайте не забывать, что на разных рынках разные тренды. В России очень важна безопасность, исторически востребован противоугонный функционал. У нас охранные системы «тянут» за собой телематику – и все игроки рынка принимают это. Так, мы сделали сервис по безопасности, а компании, которые занимаются безопасностью, сделали телематический сервис. На других рынках все иначе – где-то системы автозапуска «двигают» прогресс телематики, где-то страхование.

О страховании: верите, что телематика в ОСАГО будет в 2020 году?

Инициатива Минфина по этому поводу, конечно, хорошая, но пока есть много вопросов, я не уверен, что к 2020 году они будут решены. Когда-то это, конечно, будет. Но прежде чем реализовывать эту инициативу, надо многое продумать. Например, кто оплатит трафик? Минфин говорит о получении информации об агрессивном стиле вождения. Для этого нужно будет постоянно передавать данные – это, допустим, 5 мегабайт в месяц. Представьте, даже если всего 10 млн машин будут постоянно генерировать данные, это порядка 600 млн рублей в год. Помимо этого, остается множество юридических вопросов. Например, водитель должен быть согласен, чтобы его стиль вождения постоянно отслеживали. Технически «ЭРА-ГЛОНАСС» подходит для такой задачи, но я не думаю, что уже с 2020 года это можно реализовать.

Не знаете, ГИБДД не задумывает реализовать что-то с телематикой?

Мы не общались с представителями полиции на эту тему. Но в мире есть примеры, когда, например, тем, кто несколько раз был наказан за превышение скорости, выдается специальное контролирующее устройство. Более известна история с алкозамками – они тоже совмещаются с телематическими решениями. А мы, в частности, сейчас накапливаем статистику и изучаем, как по манере вождения отличить трезвого водителя от пьяного. У нас есть специальное подразделение, где ученые помимо Big Data занимаются скорингом для страховых компаний. С его помощью можно по простому анкетированию оценить будущую убыточность клиента-водителя. Это выгодно и страховой компании, так она сможет сформировать хороший безубыточный портфель, и клиенту, если его скоринг предскажет его будущую безубыточность. В Англии такие системы существуют уже несколько лет.

Если человек не боится, что у него угонят автомобиль, не покупает каско и не нуждается ни в каких скидках, не пользуется автозапуском, потому что его машина стоит в глухом гараже – зачем ему вообще нужна телематика?

А дети у него есть?

Предположим, что да.

Вот исполнится его ребенку 18 лет, можно его за руль будет посадить и наблюдать, где он ездит и как водит. Также в целях безопасности можно получать информацию о местонахождении членов семьи. Или, например, машину на парковке искать. Ну и, наконец, если у вас есть телематическая система, вы можете оформлять ДТП по европротоколу без участия инспекторов. Наша система, в частности, соответствует всем требованиям, мы прошли все тестирования в РСА.

Как работает телематика в России?

Телематические системы перестают быть прерогативой автомобилей премиального сегмента – как штатное оборудование их можно увидеть и на машинах Lada, и на Lifan. При помощи телеметрических датчиков система фиксирует буквально каждое перемещение автомобиля. Траектория движения накладывается на актуальные и постоянно обновляемые карты. Приложение фиксирует время, продолжительность поездки, расход топлива, манеру вождения и соблюдение дорожных правил. Базовый пакет программы позволяет определить уровень зарядки аккумулятора, состояние двигателя. Кликами по экрану можно открыть или закрыть автомобиль, при наличии блока автозапуска – завести.

Фото: «Лаборатория умного вождения», Вячеслав Крылов

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Защитное снаряжение Защитное снаряжение

Универсал повышенной проходимости Audi A6 allroad quattro сменил поколение

АвтоМир
Временно недоступен Временно недоступен

Как паузы от рабочих звонков и чатов помогают повысить продуктивность работы

Ведомости
Последний шаг Последний шаг

Новый Haval H7 – кроссовер с расширенными внедорожными возможностями

ТехИнсайдер
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Никита Пустосвят. Спор о вере» «Никита Пустосвят. Спор о вере»

Знаменитая картина Василия Перова, посвященная расправе со старообрядцами

Дилетант
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Музыка — не в нотах Музыка — не в нотах

Что мы потеряли в музыке за последние сто лет, педантично следуя нотам?

СНОБ
Ничего личного Ничего личного

Как защититься от хейта в Интернете

Лиза
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ

Вирусы дают надежду в лечении самых злокачественных видов рака

Наука
Ксения Хаирова Ксения Хаирова

О Валентине Талызиной, актрисе поистине уникальной

Караван историй
«Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному» «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному»

Как еда вызывает эмоции

N+1
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Счастье для всех недаром Счастье для всех недаром

Писатель Шамиль Идиатуллин — о роли Аркадия Стругацкого в его жизни

Weekend
Вместо дефолта — неукротимая инфляция Вместо дефолта — неукротимая инфляция

Мир продолжает жить в кредит, но менять никто ничего не планирует, да и не может

Монокль
Корабль с игрушками Корабль с игрушками

Чем заняться в чартере? Вопрос на первый взгляд кажется риторическим

Y Magazine
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Выживет ли грузинский прагматизм Выживет ли грузинский прагматизм

Как Тбилиси не остаться на обочине и сохранить взвешенную внешнюю политику

Монокль
На чистую воду На чистую воду

Новинка итальянской верфи Columbus Yachts — моторная суперъяхта Acqua Chiara

Y Magazine
Не спешите на свалку: как подарить вторую жизнь вашему старому ноутбуку Не спешите на свалку: как подарить вторую жизнь вашему старому ноутбуку

Как превратить вашего динозавра в шустрого помощника для работы и учебы?

ТехИнсайдер
Светлая сила Светлая сила

Что такое фотовольтаические системы и из чего они состоят?

Y Magazine
Нефтесервис хочет заказов Нефтесервис хочет заказов

Почему растет выручка нефтесервисных компаний

Ведомости
Искусство Искусство

Главные тренды и события мирового арт-рынка за 2025 год

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Упрощать без последствий Упрощать без последствий

Как доказать налоговой, что дробления не было: примеры реальных судебных дел

Монокль
Недообход Хабаровска Недообход Хабаровска

Почему трасса обхода Хабаровска не привела и улучшению автодорожной ситуации

Монокль
Флагман дальнего плавания Флагман дальнего плавания

Bering 165 — это судно с отвесным форштевнем и высоким бортом до миделя

Y Magazine
Путь к свободе Путь к свободе

Ferretti Yachts 940 заменила 920 и при всем сходстве заметно от нее отличается

Y Magazine
«Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда «Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда

Как внутренние страхи и нехватка времени мешают развивать личный бренд

Inc.
И снова в Канны И снова в Канны

Эту модель верфь выпустила в пару к уже строящейся As8 — более крупной яхте

Y Magazine
Открыть в приложении