Введут ли ответственность за опасное вождение?

АвтоМирАвто

Опасный момент! Штрафной!

Введут ли ответственность за опасное вождение?

Алексей Лучников

Недавно главный постовой страны Михаил Черников в одном из интервью заявил, что в его ведомстве определились с ответственностью за так называемое «опасное вождение». Тем самым он заметно всколыхнул медиапространство, а за ним и водительское сообщество. Спешим успокоить автовладельцев: генерал лишь напомнил – он не оставляет надежду на то, что в скором времени депутаты все же определятся с санкцией за это нарушение. Давайте-ка вспомним историю вопроса.

Что такое опасное вождение?

Понятие «опасное вождение» появилось в российских Правилах дорожного движения 2,5 года назад с подачи тогдашнего первого вице-премьера Игоря Шувалова. Оно выражается в «неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Под громоздкой формулировкой кроется простая суть. Для признания поведения водителя опасным нужно соблюдение двух признаков: неоднократность нарушений в течение ограниченного периода времени и находящееся с ней в причинно-следственной связи создание опасности для движения.

ПДД для наказания – мало

Для того, чтобы наказывать за плохие манеры на дороге, одного лишь определения в ПДД недостаточно. Надо бы еще дополнить КоАП РФ соответствующим составом правонарушения и, как вы догадались, санкцией.

Законопроект был подготовлен Правительством и внесен в Государственную Думу в том же – 2016-м – году. Документ предусматривает наказание для агрессивных водителей в виде штрафа в размере 5000 рублей. Проект был рассмотрен депутатами в первом чтении, но потом лег «под сукно». Дума прежнего созыва так его и не приняла, а у новых народных избранников, видимо, нашлись дела поважнее. Да и стоит ли торопиться?

По нашему мнению – нет! Это не означает, что проблемы не существует. Действенный инструмент для обуздания «мажоров» и просто дорожных хамов необходим. Вот только решение сугубо регулятивными мерами едва ли приведет к успеху. Ведь, несмотря на непрекращающуюся дискуссию, даже дорожная полиция не может вразумительно сказать, как именно фиксировать и рассматривать это правонарушение.

Во-первых, для того, чтобы предъявить нарушителю его вызывающее поведение, нужно запастись необходимыми доказательствами. А как их получить, если процесс должен быть зафиксирован в динамике? Выходит, чтобы засвидетельствовать неоднократность нарушений и создаваемую ими опасность для других, придется повторять действия нарушителя.

Второе, и, пожалуй, главное: определение опасного вождения почти полностью состоит из оценочных понятий, которые разными участниками движения могут толковаться по-разному. Одному показалась дистанция маленькой, другому нормальной, один счел торможение неоправданно резким, другой всегда так останавливается.

Наконец, есть и формальное замечание: зачем запрещать совокупность неоднократных действий, если каждое из них по-отдельности уже запрещено ПДД, а для нарушителей в КоАП предусмотрены необходимые санкции? Быть может, достаточно просто начать наказывать водителей за те же «шашки», «подрезания», резкие маневры и прочие характерные для такой манеры вождения действия?

Увы, нормотворцы не захотели прислушаться к голосу разума и пошли на поводу у так называемых «экспертов», кивающих в сторону западных стран, где за агрессивное поведение действительно наказывают строго по одному только слову полицейского. Но что-то подсказывает, что не доросли мы еще до той степени доверия представителю власти, чтобы проецировать зарубежный опыт на российские реалии.

Антинародный инспектор

Фиксировать опасное вождение может помочь другой законопроект, который тоже прошел первое чтение в Госдуме и на этом остановился. Речь об инициативе российского Правительства придать правовой статус так называемому «народному инспектору» – приложению для смартфонов и прочих мобильных устройств, которое позволит гражданам, зарегистрировнным на портале государственных и муниципальных услуг (это нужно для идентификации личности), фиксировать на свои гаджеты нарушения, допущенные другими участниками движения, и направлять их в компетентные органы для рассмотрения и рассылки нарушителям «писем счастья». Даже если вынести за скобки моральную сторону подобного «стукачества», обсуждаемую в этом контексте чаще всего, для реализации идеи потребуются колоссальные деньги. Необходимо создать целую инфраструктуру для обработки пришедших сообщений, нанять людей, которые будут рассматривать весь этот вал, и, наконец, обеспечить справедливость принимаемых решений. Уверенности, что все это удастся, нет ни у депутатов, ни у исполнительной власти. Не потому ли законопроект буксует?

Фото: Екатерина Квашенкина; tostphoto/Fotolia.com; Зыков Кирилл/Агентство городских новостей «Москва»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Kia Sportage: Противоречивый Kia Sportage: Противоречивый

Четырех страниц мало, чтобы описать все особенности Sportage третьего поколения

АвтоМир
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Вообразим на троих Вообразим на троих

Автомобили в творчестве Кукрыниксов

Автопилот
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Перед церемонией Перед церемонией

Фотография, за которую Барбара Кинни удостоилась премии World Press Photo

Дилетант
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Стимулы вместо принуждения Стимулы вместо принуждения

Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Агроинвестор
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Дача под боком Дача под боком

Идеи оформления балкона, которые перенесут тебя за город

Лиза
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Как накормить искусственный интеллект Как накормить искусственный интеллект

Как обеспечить непрерывную работу ИИ и центров обработки данных?

Ведомости
Медвежий угол Медвежий угол

Как оргкомитет московской Олимпиады-80 зарабатывал – рубли и валюту

Ведомости
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Маленькие шаги к переменам Маленькие шаги к переменам

Интервью с создателем инклюзивных раскрасок и игрушек Натальей Пониной

Лиза
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Открыть в приложении